Рассказ "Три брата ", часть 44
Слова, сказанные мамой, попали в точку. Миша и сам понимал, что ему надо постараться, чтобы заслужить доверие и родных, и чужих. Но как? Он с нетерпением ждал дня отъезда. Для себя он решил, что докажет и маме, и братьям, и соседям, что он не просто какой-то неудачник, а человек, который может чего-то добиться в этой жизни. Для начала ему хотелось заработать денег, чтобы помочь брату-близнецу. Мишка представлял, что скажет мама, когда Грише сделают платную операцию по замене суставов. А потом... Миша представлял себя не просто рабочим на том месте, куда поедет, а как минимум бригадиром.
Долгожданный день настал. Миша был полностью готов к поездке и ждал, когда за ним заеду. Алевтина напоследок дала наставление сыну:
-Помни, сынок, что я тебе говорила. И знай, что люблю тебя и жду. Работай и живи по-человечески. Не лезь на рожон, но и в обиду себя не давай. А я буду за тебя молиться.
-Спасибо, мама.
***
За работу Миша взялся рьяно. Ребята сказали, что если закончить объект раньше положенного срока, то хозяин даст премию. А Мишке деньги были очень нужны,чтобы с Вовой рассчитаться и чтобы помочь брату.
Поначалу Мишу научили, как обращаться с инструментами и как правильно выполнять работу. Вечером мужчины собирались вместе, разговаривали о жизни, вспоминали разные истории. Вова и Миша больше помалкивали рядом со старшими по возрасту. Была у парней одна цель - заработать максимум. И они старались. Так пролётали дни и недели.
В конце вахты бригадир похвалил Мишу, за которым наблюдал.
-Молодец! Показал, что ты мужик, хочешь заработать! Остаёшься в нашей бригаде.
Ребята получили приличную сумму и ещё премию. И вернулся домой Мишка с подарками, думая, то ли ещё будет. Алевтине он купил новую автоматическую стиральную машинку, которыми уже пользовались в их посёлке те, кто жили в квартирах. Привёз это чудо техники на грузовом такси, наделав много разговоров в деревне. Всем было интересно узнать, что же такое привёз Алевтине сын, вернувшийся с заработков.
-Вот,мама,это тебе. Теперь машинка вместо тебя стирать будет.
-Вот спасибо, сынок, уважил. Мне и без того не тяжело было. Да и на пенсию вот - вот выйду. Чем тогда заниматься? Но все равно спасибо тебе за заботу.
-В следующий раз всё то, что заработаю, Грише отдам.
Алевтина всплакнула. Все-таки добрый её Миша. Оступился, конечно, с кем не бывает, но душа у него добрая. Так думала Алевтина, собираясь на работу. И, когда пришла, похвалилась, что у неё теперь самая настоящая автоматическая стиральная машинка. Но уже вечером настроение у бедной матери было испорчено. По дороге домой Алевтина заскочила в магазин, где и узнала новости. Одна из пожилых жительниц посёлка, еле сдерживаясь, сказала:
-Ты, Алевтина, успокой своего Мишку. А то он богачом заделался. Начал наших мужиков спаивать.
-Как это? Когда успел? Не может быть такого! Начала защищать сына Аля, но продавец поддержала разговор:
-Правда это, Алевтина. Приходил сегодня не раз, покупал и выпить, и закусить. Даже сдачу не забрал. Сказал, что мне чаевые оставил. Вот они, - продавец протянула деньги, - забери.
Алевтина, которая летела домой на крыльях и которая целый день думала, какой у неё хороший сын, поникла и вернулась домой в плохом настроении.
-Мама, ты чего такая невеселая? - спросил Миша.
-А чему, сынок, мне радоваться? Не успел ты приехать, как люди жаловаться начали.
-На что? - не понял Миша. - Я из дома носа не показывал. В магазин только сходил.
-Вот-вот, сынок. И я там была. Говорят наши женщины, что ты спиртное покупал. Валентиновна жаловалась, что мужа её спаиваешь.
-Я? - удивился Миша. - Ну, попросил он меня угостить его. Я и купил. Мне не жалко. Деньги-то у меня имеются.
-А он перебрал по твоей доброте. И скандал учинил.
-Опять я виноват, - вслух произнёс Миша. - Если бы отказал её мужу и ничего бы не купил, все равно был бы виноват.
-Ты не обижайся, но будь хитрее. Если просят тебя такие, как муж Валентиновны, угостить их, скажи, что денег нет у тебя. Схитри.
Обманывать Мишка никого не хотел. И жадиной прослыть тоже. Его попросили угостить, он и угостил. И снова остался виноватым. Ему было очень обидно. Вечером не мог уснуть, все думал, как быть, и решил для себя, то дома не задержится,чтобы не доставлять матери новые неприятности. Не понимали его в посёлке, не видели, что хочет он как лучше. Значит, надо уезжать.
Через два дня засобирался.
-Куда это ты, сынок? Говорил же, что на три недели приехал.
-Планы поменялись, - ответил Миша. Уже вечером он купил билет на поезд до Москвы. По дороге заехал к Вове и предупредил, что, когда они с ребятами приедут, он будет на месте.
-Куда ты? Один? - Вова был удивлён.
-Нечего мне здесь делать. Примкну к какой-нибудь бригаде. Буду работать с ними. Или так что- нибудь найду.
-Не боишься?
-Будь как будет!
-Ну, счастливо! Встретимся!
С Вовой Миша встретился, но назад в бригаду не вернулся. Он больше не хотел ездить на заработки вахтами. Решил остаться в Подмосковье,чтобы жить и работать здесь, а в деревню к матери решил приезжать раз или два в год, чтобы она видела, что он жив и здоров. Устроился на частное предприятие, где работали такие же приезжие, как и он. С Вовой договорился, что будет передавать деньги маме и зариски. Друг не понял, почему Миша не хочет сам поехать домой.
-Съездил бы к матери хоть на пару дней, - пожал плечами Вова. - Она ждёт тебя.
-Съезжу как-нибудь. Но не сейчас. Лишний я там, понимаешь? Как приеду, так одни неприятности. Мамка только переживает за меня. Лучше я здесь буду. А деньги она Грише передаст.
-Как знаешь, - ответил Вова, которому совсем были непонятны такие семейные отношения. А Миша не знал, как объяснить, что трудно ему в посёлке, где его никто не понимает.
Себе денег Миша оставлял немного. Был он не требователен. Ему самому много не надо было. Но очень скоро началась у него другая жизнь, на которую требовались средства.
С молодым и симпатичным Мишкой хотели "закрутить роман" женщины, которые тоже работали на предприятии. Мишка поначалу стеснялся и был похож на одиночку, которого никто и ничто не интересует. Но постепенно он влился в компанию приезжих. И началась у Миши новая жизнь, более радостная. Днём он работал, а вечером проводил время в весёлых компаниях. Много не пил, но не отказывался пропустить рюмашку. И женщины в его жизни начали меняться одна за другой. И теперь денег матери Миша передавал меньше. На "разгульную жизнь" требовались средства.
Сколько бы это продолжалось и к чему бы привело, неизвестно, если бы однажды Мишка не очнулся на улице, без документов. Он слабо помнил, что произошло. В памяти всплыл момент, как он получил зарплату и хотел передать часть денег Вове. Но перед этим зашёл в одно увеселительное заведение. Там к нему подсела одна дама. И все... Больше Миша ничего не мог вспомнить. Обнаружил только, что денег нет, а сам он лежит где-то на окраине и дрожит от холода. Ни денег, ни документов нет.
Кто с ним так мог поступить, Миша выяснять не стал. Такое с приезжими случалось не так уж и редко, когда их "обирали" до нитки вот такие дамочки.
Мише было не до разборок. В другой стране без документов его не оставят. Надо было вернуться домой, чтобы восстановить паспорт.
На помощь другу пришёл Вова. Он без лишних слов все понял и не задавал вопросы. Просто сказал:
-Я помогу.
И Миша поехал домой, где не был без малого год.
Алевтина, когда увидела своего непутевого сына, за которого не переставала молиться, произнесла только одну фразу:
-Слава Богу, что вернулся живой!
Начало. Читайте: Судьба приёмной матери.