Найти тему
Мекленбургский Петербуржец

🔵🇩🇪📰(+)SZ: «Скука в школе: «Скука — это сигнал» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «Скука в школе: «Скука - это сигнал» рассказывает о проблемах современной школы. Характерных, к сожалению, как для Германии, так и для России. Ученики испытывают скуку в течение примерно 30% учебного времени - и даже на экзаменах, как показало недавнее исследование. Педагогический психолог и автор исследования Томас Гетц из Венского университета объясняет, почему это происходит, каковы последствия и почему скуку не следует романтизировать. Уровень упоротости: сверхадекватный 🔵

Ученики во время урока © Florian Gaertner/photothek.net/imago/photothek
Ученики во время урока © Florian Gaertner/photothek.net/imago/photothek

Скука может иметь различные причины и возникать во многих ситуациях - но в ситуации экзамена? Как показало исследование, проведённое недавно в Германии, многие школьники испытывают её во время аудиторных тестов. И не всегда это связано с тем, что задания были слишком лёгкими. Педагогический психолог Томас Гётц из Венского университета и его сотрудники обследовали 1820 школьников, проживающих в Германии. В интервью он рассказывает о том, почему нам вообще бывает скучно, каковы могут быть последствия скуки и почему скучать можно и в стрессовых экзаменационных ситуациях.

SZ: Все знают, что такое скука. Но что это такое на самом деле?

Томас Гётц: В педагогической психологии скука определяется как эмоция, которая, как и любая другая эмоция, состоит из различных компонентов. Это негативное чувство, которое выражается в желании покинуть ситуацию, воспринимаемую как скучную, что проявляется также в позе тела и выражении лица. Изменяется и восприятие времени. На это уже указывает термин «долгое время»: когда нам скучно, время для нас течет медленнее.

SZ: Ваше исследование показало, что многие молодые люди скучают в школе даже во время экзаменов. Не должны ли они больше нервничать?

Томас Гётц: Интуитивно кажется, что во время экзаменов скучать вообще нельзя. Однако есть три основные причины скуки, которые могут проявляться и на экзаменах. Первая - это недостаточное количество заданий. Даже если вы перегружены, вы отключаетесь и скучаете, потому что не видите шансов справиться с заданием. Также скучно становится, когда не видишь смысла в экзамене. Те, кто отвечает за систему образования, всегда считают, что тесты очень важны. Но для многих студентов эти тесты не отражают реальности их жизни.

Томас Гётц с 2019 года является профессором психологии образования и социальных изменений в Венском университете. Помимо темы скуки в школе, Гётц проводит исследования эмоций в контексте обучения и успеваемости, а также поощрения самостоятельного обучения © Из личного архива
Томас Гётц с 2019 года является профессором психологии образования и социальных изменений в Венском университете. Помимо темы скуки в школе, Гётц проводит исследования эмоций в контексте обучения и успеваемости, а также поощрения самостоятельного обучения © Из личного архива

SZ: А к чему приводит скука во время экзамена?

Томас Гётц: Скука особенно вредна, когда тест слишком требователен. Ведь для выполнения задания необходимо задействовать все свои когнитивные ресурсы. Скука истощает энергию за счёт отвлечения. Если у вас мало задач, то нет разницы, скучно вам или нет, вы всё равно сможете решить задачу. У тех, кто не испытывает затруднений, в любом случае есть избыток навыков, скука не является вредным фактором.

SZ: Означает ли это, что недостаток задач не является проблемой вообще?

Томас Гётц: Да, это так, но совсем другая проблема. Если какой-то предмет ассоциируется у вас со скукой, то это снижает вашу мотивацию заниматься им и после окончания школы, даже если вы очень хороши в этом предмете. Это означает, что скука как результат недостаточной нагрузки отбивает желание изучать тот или иной предмет у очень хороших учеников.

SZ: Поможет ли введение коротких перерывов в экзаменационных ситуациях, чтобы смягчить скуку? Может быть, даже с помощью отвлекающих факторов, таких как видео или комиксы?

Томас Гётц: Из исследований тревожности известно, что в принципе полезно давать студентам достаточно времени для работы над заданиями. На мой взгляд, в этом больше смысла, чем в перерывах, потому что от уровня успеваемости зависит, когда такой перерыв будет важен. Конечно, можно сказать, что выполнение заданий - это работа в условиях дефицита времени, но в конечном итоге речь идёт о проверке компетенций детей и молодежи, а не об излишнем давлении на них. По крайней мере, не во всех тестах.

SZ: Как же предотвратить скуку на экзаменах?

Томас Гётц: Преподаватели могут избегать заниженных и завышенных требований к тестам и использовать задания, основанные на реальной жизни учащихся. Но и сами студенты, конечно же, могут попытаться уменьшить свою скуку. Их также следует поощрять к осознанию того, что для них значит изучаемый предмет. Этому тоже можно в определённой степени научиться.

SZ: Часто говорят, что в школе мальчики не так хорошо успевают, как девочки. Может быть, они также чаще страдают от скуки?

Томас Гётц: Это очень зависит от конкретного предмета. Но действительно, успеваемость мальчиков по немецкому языку, например, значительно хуже, чем у девочек, и они также ниже оценивают значимость этого предмета. В результате они испытывают там большую скуку, что ещё больше снижает их успеваемость.

SZ: Может быть, сегодня детям и подросткам легче скучать, чем в прошлом, потому что они привыкли постоянно отвлекаться на цифровые вещи?

Томас Гётц: Надёжных лонгитюдных данных о том, как развивалась скука в школе, не существует. Но мы знаем, что проблема велика. В наших исследованиях мы неоднократно убеждались, что ученики испытывают относительную скуку в течение 30% учебного времени. Это подтверждают и многие международные исследования. Однако в целом скука становится всё более распространенным явлением и за пределами школы.

SZ: Почему так происходит?

Томас Гётц: По-настоящему достоверных данных нет, но, вероятно, это связано с главной причиной скуки - отсутствием смысла. Возникает ощущение, что то, чем человек занимается, не приносит ему удовлетворения. Занятость не исключает этого, скучать можно и тогда, когда есть чем заняться.

SZ: Это также является причиной того, что многим скучно на занятиях в целом?

Томас Гётц: Да, помимо всего прочего. Фактически это те же причины, что и в экзаменационном контексте. То есть, перегрузка, недостаточное количество заданий и ощущение бессмысленности того, что ты должен делать. Скука - это сигнал о том, что то, чем мы занимаемся, не имеет для нас никакого значения. Именно поэтому скука воспринимается негативно и побуждает нас к новым свершениям.

SZ: В конце концов, это хорошо.

Томас Гётц: Но это не приводит к тому, что мы автоматически делаем что-то позитивное. Скука порождает множество негативных явлений, например, преступность: многие преступники говорят, что совершили преступление от скуки. Мы также знаем, что скука приводит к нездоровому питанию, употреблению наркотиков, курению и даже к депрессии. Часто романтизируют, будто скука - это что-то хорошее или ведёт к творчеству. Но на самом деле это состояние, которого следует избегать. Во всяком случае, в школах.

Беседовала: Сюзанн Херреншталь. Перевёл с немецкого: «Мекленбургский Петербуржец».

@Mecklenburger_Petersburger

P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: мне кажется, проблема здесь в том, что педагогическая система, основанная на методиках для работы с умственно-отсталыми детьми, типа Монтессори, была имплементирована на всю систему образования в целом. И теперь учителя вместо того, чтобы ориентироваться на лучших, сюсюкают с худшими, чтобы подтянуть их до минимально приемлемого уровня. Естественно, нормальным детям в такой ситуации становится скучно и они задают себе резонный вопрос: «А чО я здесь делаю и на фига мне это нужно?».

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец» 🟤🔴🟠🟡🟢🔵

🤝Поддержать проект «Мекленбургский Петербуржец»