23 января 2024 года исполнится 145 лет со дня смерти немецкого немецкого композитора, пианиста и музыкального педагога Адольфа Йенсена. Его имя не особенно широко известно простым людям, и музыку этого человека не так уж и часто можно услышать в чьем-то исполнении, хотя в прошлом немецкий музыковед Гуго Риман назвал Йенсена «единственным наследником Шумана среди сочинителей песен». Эта цитата взята из «Музыкального словаря Римана», составленного в 1882 году уже после смерти композитора. Сегодня я расскажу вам немного о творчестве и жизни Адольфа Йенсена, а также о том, кем был его не менее интересный брат по имени Густав.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
Продолжим рассказ о биографии Адольфа
Адольф Йенсен родился 12 января 1837 в Кёнигсберге, на тот момент находившемся на территории Королевства Пруссия. Вся его семья (отец, дядя, дед и брат) были музыкантами, поэтому было достаточно очевидно, что Адольф пойдёт по стопам родственников. Проявив интерес к музыке дома, позже Йенсен стал учиться у профессионалов из Кëнигсберга Фридриха Марпурга и Луи Элерта.
Первый сборник песен Йенсена был издан его отцом в 1849 году, когда мальчику было 12 лет. Правда впоследствии автор отказался нумеровать это сочинение и начал отсчет своим работам с шести песен, изданных десятью годами позже. До этого он усердно учился и работал. В 1856 году Адольф Йенсен устроился преподавателем музыки в семью губернатора Брест-Литовска. Кстати, так как с 1796 года этот город вошёл в состав России, то считается, что Йенсен побывал и в нашей огромной стране.
Через какое-то время Адольф Йенсен получил достаточно заманчивое в финансовом плане предложение от Николая Юсупова. Он был приглашён в Санкт-Петербург в качестве капельмейстера, но был вынужден отказаться из-за слабого состояния здоровья. На протяжении всей жизни Йенсен страдал от инфекций лёгких и горла, что в итоге и стало причиной его смерти в возрасте 42-ух лет.
В целом жизнь Адольфа Йенсена прошла в частых и долгих странствиях. В 1856 году он всё же приехал учить музыке жителей России и работал капельмейстером в Оперном театре города Познань. Пару лет спустя он приехал в Копенгаген, где учился у Нильса Гаде, и ещë через год вернулся в родные места, где стал вторым директором Академии музыки.
В 1863 году Адольф Йенсен женился на дочери богатого издателя, и, перестав думать о способах прокормить себя, композитор посвятил практически всего себя творчеству. В 1866 году польский пианист Карл Таузиг прислал Йенсену приглашение в Берлин в качестве преподавателя своей известной Школы высшего пианистического мастерства.
В последние годы жизни Йенсен близко сдружился с немецким композитором Иоганнесом Брамсом, который не скрывал восхищения относительно сочинений Адольфа. После смерти Йенсена 23 января 1879 года именно Брамс стал тем, кто проявил максимальное количество внимания и заботы как похоронам товарища, так и его музыке.
Что можно сказать о творчестве Адольфа Йенсена?
Почти всё, что создал Адольф Йенсен за свою жизнь, лежит в рамках всего двух жанров — песни и фортепианной миниатюры. Написанная им в юности опера (опус 2) ни разу не была поставлена при жизни автора, а вот маленькие песни и пьесы уже тогда дали ему признание в качестве одного из самых тонко чувствующих и романтичных композиторов тех лет.
В наследие Адольфа Йенсена как композитора в основном входят фортепианные сочинения (соната, множество этюдов и пьесы для фортепиано в четыре руки) и сто семьдесят шесть песен. Назвать знакомство с его творчеством я рекомендую «Die Mühle», которая входит в сборник его пьес под названием «Wanderbilder» («Впечатления от путешествий»).
Талантливый брат Адольфа Йенсена
Его звали Густав Йенсен, и помимо преподавания музыки и композиции он превосходно играл на скрипке. Брат Адольфа Йенсена родился 25 декабря 1843 года, а затем учился в Берлинской высшей школе музыки у Йозефа Иоахима. Его преподавателем по скрипке стал Фердинанд Лауб, а Зигфрид Ден обучал Густава композиции. Развив свои таланты в этой области, Густав стал одним из членов городского оркестра Кёнигсберга, радуя слушателей игрой на музыкальном инструменте.
В 1872 году Густав Йенсен устроился педагогом в Кёльнскую консерваторию, где преподавал контрапункт, а позже и композицию. Именно его знания и наставничество впоследствии позволило развить и раскрыть новые музыкальные таланты, такие как Эмиль Робер Бланше, Феликс Боровский, Карл Вент, Йозеф Фришен и Энгельберт Хумпердинк.
Авторству Густава Йенсена принадлежат оркестровая симфония, струнный квартет, фортепианное трио, две скрипичных и две виолончельных сонаты, Фантазии для скрипки, альта и фортепиано, а ещё множество фортепианных, хоровых и вокальных сочинений. Он собственноручно подготовил и продемонстрировал публике аранжировки скрипичных сонат Арканджело Корелли, Пьетро Нардини и других итальянских композиторов и музыкантов.
Последняя и далеко не последняя по значимости из его работ – перевод на немецкий язык «Руководства по контрапункту» итальянца Луиджи Керубини. Этот труд Йенсена опубликовали в 1896 году, уже после кончины композитора его коллегой Отто Клаувелем.
Понравилась ли вам история этих композиторов и ихмузыка? Пишите в комментариях!
Автор статьи: Александра Найрас-Кель
_______________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊