102,9K подписчиков

Возвращение легендарной "восьмидесятки" - в России перезапускают производство танков Т-80 с нуля.

9,5K прочитали

Уж очень интересные новости приходят касаемо нашего танкостроения. Оказывается, в нашей стране полным ходом идут работы по перезапуску производства одного из самых спорных танков страны конца прошлого века. Но для чего этого всё понадобилось, когда имеется огромное множество более привычных Т-72 современных модификаций, или того же Т-90М? Сегодня постараемся в этом вопросе разобраться более детально.

Источник: cont.ws.
Источник: cont.ws.

Приветствую на канале!

Первое, что стоит отметить - источник информации, коим является гендиректор Уралвагонзавода, что намекает на всю серьёзность и достоверность ситуации. Ну или по крайней мере снижает до минимума все сомнения в том, что Минобороны действительно поставило такую задачу, о чём прямо и сообщается. Второе и не менее важное замечание - на данный момент уже ведётся поиск производственных площадок, а если быть точным, то скорее всего прорабатывается вопрос их создания, ведь уже к задаче подключили Минпромторг. Ни для кого не секрет, что производством танков с нуля, да ещё и таких сложных, Россия не занималась довольно долго - исключением является лишь Т-90 и с недавних пор Т-90М, плюс экспорт, но эти линии прямо сейчас забиты под завязку и "впихнуть" другие модели попросту невозможно. А тут ещё и танк, созданный вокруг совершенно другого двигателя, который является самым сложным его элементом, но обо всём по порядку. Для чего нам вообще понадобился перезапуск Т-80? Если верить "сухим" сообщениям, то "реактивный" танк отлично себя зарекомендовал не на полигоне с идеальными условиями, а в реальных БД, где нужна серьёзная техника, справляющаяся с поставленными ей задачами. И зачастую они весьма и весьма непростые. На этом, собственно, и всё - разбираться придётся самим.

Источник: Минобороны России.
Источник: Минобороны России.

Пожалуй, ключевым преимуществом, а также недостатком "восьмидесятки" является его газотурбинный двигатель ГТД-1250, если рассматривать Т-80БВМ - самую современную версию. Он даёт огромные преимущества и первым из них является высокая мощность танка - 1250 л.с. при массе чуть менее 46 тонн. Это позволяет добиться высоких динамических характеристик, заметно более высокого разгона, а также возможности двигаться по шоссе до 80 км/ч. По этому параметру он значительно обгоняет даже самые свежие версии Т-72Б3М. Второй и не менее важный плюс, а возможно и самый главный - это значительно меньше затрачиваемого времени на подготовку к старту. Особенно если это касается низких температур - "восьмидесятку" куда проще завести в сильный мороз, а значит в случае необходимости не будет какого-то простоя. В нынешние времена — это особо важный параметр, но более подробно мы поговорим о нём чуть позже. Ну и третий, заключительный плюс - это акустические особенности танка. Бытует миф о том, что Т-80 "ревёт" как самолёт, и в чём-то это правда, однако на деле всё куда сложнее - "подкрадывающийся" танк услышать крайне трудно ввиду особенности исходящего от него звука, а также проекции, куда смотрит танк. Согласно открытым данным уровень демаскирующих шумов у него ниже почти что в 2 раза - это очень важный параметр, если речь заходит о штурме каких-то позиций и укреплений, особенно ночью.

Источник: Минобороны России.
Источник: Минобороны России.

Ну а далее по списку - ресурс у ГТД существенно выше, сам танк ремонтопригоден, двигатель компактен, ему куда труднее заглохнуть и так далее. Однако и расплачиваться придётся. Во-первых, значительно повышается расход топлива - далеко не секрет, что этот параметр растёт практически в два раза в сравнении с Т-72Б3М. К тому же заправлять его нужно авиационным керосином, что не всегда доступно, а он ещё и дороже в разы. Можно, конечно, использовать резервное топливо, но тогда можно попрощаться с ресурсом. Хотя если нет другого выхода, да ещё и в рамках одноразовой акции, то почему бы и нет. Во-вторых, сам по себе ГТД - это недешёвое удовольствие, затраты на производство которого существенного выше, и, скорее всего, в разы. Ну а теперь главный вопрос - а стоит ли оно того? Нужно ли нам сейчас создавать достаточно спорный танк, обладающий существенным набором плюсов, но и рядом минусов, которые вставали боком даже при гораздо более высоком уровне оборонной промышленности Советского Союза? Ответить на это мы сейчас и постараемся, и начнём с того, что нужно понять - а как вообще применяется Т-80? В рамках какой концепции? Если говорить очень упрощённо, то это своего рода спецназ. Он всегда готов к бою, в любую погоду и на любом театре. У него отличное вооружение, защита и так далее. Если закрыть глаза на недостатки, то он вполне себе тянет на звание лучшего танка страны. Но его куда меньше, чем основных сил, представленных в виде Т-72Б3М и Т-90/Т-90М.

Источник: Минобороны России.
Источник: Минобороны России.

Иными словами, "восьмидесятка", в случае какого-то конфликта, должна первой пойти в бой, пока основные силы к нему будут только готовиться, так что на высокий расход топлива и дороговизну можно прикрыть глаза, тем более когда речь заходит о безопасности целого государства. Особенно если это касается зимнего периода и когда удар может быть нанесён в любой момент - мы должны быть готовы всегда. Но это с одной стороны, а с другой этот самый удар можем нанести и мы сами, если нет возможности избежать столкновения, само собой. Так вот, благодаря высоким динамическим характеристикам, Т-80БВМ может достаточно быстро оказаться там, где противник появления наших сил так быстро ждать не будет. Яркий пример - пресловутый Сувалкский коридор, задачей которого, в случае столкновения с НАТО, будет соединение Союзного государства с Калининградской областью. Когда-то этот военный термин казался канувшим в лету, но сейчас он вновь то и дело появляется на первых рядах газет, и актуальность растёт с каждым днём. Более того, по обеим сторонам "коридора" уже сейчас активно ведётся укрепление НАТОвских сил, в частности Польши, так как они прекрасно понимают его значимость для России. Поэтому чем быстрее он будет взят, тем лучше. И таких примеров масса.

Источник: АО «Омский завод транспортного машиностроения».
Источник: АО «Омский завод транспортного машиностроения».

В качестве заключения хотелось бы отметить ещё один довольно интересный, но открытый вопрос - неужели для выполнения вышеописанного сценария не хватит тысячи, максимум двух Т-80БВМ? Дело в том, что после Союза нам досталось их достаточно много - взять те, что на хранении, да модернизировать. Но речь о производстве с нуля, и вряд ли о единичном - это банально невыгодно ни одной из сторон. МО нужно много машин, Минпромторгу стабильный многолетний контракт. Напрашивается достаточно простой вывод - задача заключается в существенно большем количестве "восьмидесяток", чем можно взять с хранения. Вероятно, рассматривается перспектива их очень многотысячного производства, что прекрасно укладывается в концепцию полутора тысяч танков в год.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, оставь комментарий и подпишись - нас больше 79 000. Спасибо каждому!