Найти тему
Как на самом-то деле?

Ответ любителям воздушных шариков. Высоко сижу! Далеко гляжу!

Часть 2. Часть 1 находится здесь. Начните, пожалуйста, с неё.

Но я не зря говорил про вращающуюся антенну. Если она вращается в одну сторону, то реактивный момент заставит аэростат вращаться в противоположную. Ставить воздушный винт для компенсации момента? Или использовать две антенны на одной вертикальной оси с противовращением? Любое решение – это дополнительные вес и потребная мощность.

Кроме того. Одна из основных проблем современных аппаратов легче воздуха - их низкая энерговооруженность. Из-за этого невозможно использовать мощные радиолокационные системы и двигатели. В результате, дирижаблям трудно сопротивляться ветрам. Это не раз становилось причиной аварий и катастроф. Ну а безмоторные аэростаты и вовсе игрушка ветра

Инфографика автора
Инфографика автора

Мой коллега Евгений, сделал расчёт относа аэростата 420К (описан ниже). Провис троса по цепной линии (катенарии) не учитываем.

Получается, что при расчётном ветре 25 м/с он будет отклоняться в пределах круга диаметром около 8 км, создавая опасность для авиации. И в мае 2007 года это нашло подтверждение - в его привязной трос врезался легкомоторный самолёт. Три из пяти человек, бывших на борту, погибли

При этом отклонение не будет стабильным, он будет клевать носом и задирать его, рыскать по азимуту.

Важнейший момент таким образом – стабилизация направления луча радиолокатора. Для фазированной антенной решётки это можно решить электронным способом, но погрешность всё равно будет из-за инерционности датчиков. Для антенны с механическим сканированием это практически нерешаемо.

А теперь считаем. Подъёмная сила 1-го кубического метра гелия = 1.117 кг/м3. Чтобы поднять станцию сравнимую с Кастой-2Е2 – мы приняли её вес 7 тонн, понадобится 6000 м3, ещё кубов 1000 на оболочку и трос, 500 - запас надёжности. Получается здоровенный летательный аппарат. Можно посмотреть на образец.

Фотограф: Донна Бертон. Таможенная и пограничная охрана США
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/OAM_Aerostat_TARS_Deming_New_Mexico_%2816715532652%29.jpg
Фотограф: Донна Бертон. Таможенная и пограничная охрана США https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/OAM_Aerostat_TARS_Deming_New_Mexico_%2816715532652%29.jpg

Привязная аэростатная радиолокационная система (TARS). Аэростат 420К. Деминг Нью-Мексико. Принадлежит Таможенной и пограничной охране США. С их помощью обнаруживают самолёты и лодки контрабандистов.

Объём 12 000 м3. Внутри обтекателя находится РЛС с дальностью обнаружения большого самолёта 370 км, легкомоторного 120 км. А по крошечным БПЛА вряд ли будет даже 30-40 км. Высота подъёма максимальная 7 600 м, рабочая 4 500 м. Расчетная допустимая сила ветра 25 м/с, однако сажают его уже при 15 м/с. Четыре аппарата были потеряны из-за сложных метеоусловий. Четыре таких аппарата в русофобском угаре недавно заказала Польша.

И здесь нужно перейти к следующей проблеме с аэростатами ДРЛО.

Обратите внимание на снимок выше. Огромная площадка посреди пустыни, есть подобные и на побережье. В этих условиях обеспечение безопасности объекта не представляет сложностей. А у нас местность повсюду лесистая. Террористам с квадрокоптерами, а то и простым РПГ подобраться незамеченными вплотную не составит труда. Значит нужна охрана позиции. И с учётом дальности пуска квадрокоптеров патрулировать нужно большой периметр. То есть потребуется приданое подразделение прикрытия с развитыми средствами наблюдения, патрульными квадроциклами и прочим. Я думаю небольшое – человек 100.

Ещё один пустяк, о котором "тупые генералы" знают, а сторонникам воздушных шариков думать лень.

-3

Роты сводятся в батальоны, батальоны в полки/бригады, последние в дивизии. Все дивизии по стране – это уже отдельный род войск. Как вам такое, Владислав Шурыгин?

Напомню напоминающим про аэростаты заграждения во времена Отечественной войны. В мае 1943 года были сформированы 3 дивизии аэростатного заграждения. А тогда были крошечные аэростаты с «ручным управлением", без всякой радиолокации и автоматизации.

Подведём промежуточный итог. На сегодняшний день:

1. Большие аэростаты с мощными РЛС в России не разработаны;

2. Дальность обнаружения малоразмерных, «радиопрозрачных» БПЛА составит не более 30-40 км и только с помощью РЛС специальной конструкции, которые смогут поднимать аэростаты объёмом 6000-8000 м3. Но разработка их потребует минимум 2-3х лет НИОКР;

3. Создание в ближайшей перспективе РЛС с дальностью обнаружения по беспилотникам малых классов 300 км, как об этом мечтают некоторые «эксперты» и неспециалисты нереально. Да даже и с дальностью 100 км они были бы чрезмерно большие, прожорливые и неподъёмные.

4. Покрыть всю территорию России такими системами ДРЛО невозможно. Но и неполное покрытие – зонально-объектовое, потребует задействование большого количества военнослужащих, строительства новых «точек».

5. Для обеспечения прямой видимости целей на удалении 30-40 км нет необходимости поднимать радиолокатор на высоту в несколько километров. Достаточно 40-50 метров и даже меньше. На сложной местности, скажем, до 100 м.

6. Дальность поражения целей в любом случае зависит от активного средства – ЗРК или системы РЭБ. Поэтому целесообразно размещать обзорный локатор по НЛЦ вблизи их позиции, а с учётом вопросов охраны, организации службы, проживания солдат и офицеров, эксплуатации техники и снабжения – в непосредственной близости или прямо на ней.

Однако есть более быстрое и дешёвое решение, чем аэростаты. Оно применялось Войсками ПВО страны со времён постановки на вооружение первых подвижных РЛС и ЗРК. Поднимать все активные средства РТВ, РЭБ и ЗРВ на дополнительные искусственные возвышения.

Испокон веку все позиции для активных средств ПВО устраивались на господствующих высотах. По возможности. И раз уж эта высота господствующая, то оставалось поднять антенны станций выше деревьев и собственных сооружений подразделения.

Решение было простое – насы́пать грунт в виде холма 7-10 м высотой и затащить на неё антенный пост. И поныне такие сооружения называются «горка».

фото http://photos.wikimapia.org/p/00/04/34/37/34_full.jpg
фото http://photos.wikimapia.org/p/00/04/34/37/34_full.jpg

Горка для РЛС П-30

Часто в таких горках находились железобетонные сооружения для кабин управления, аппаратных, связи, дизельных электростанций. Были залы боевого управления с большими планшетами и аппаратурой КВ связи для приёма в сетях оповещения, примыкающие к кабинам. Здесь же лаборатория объективного контроля, место приёма пищи дежурной сменой.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

«Горка» с укрытием для высотомера ПРВ-17, аппаратных кабин и дизельной электростанции.

Однако, когда взамен С-25 вокруг Москвы стали разворачиваться С-300ПТ, оказалось, что позиции первых выбирались не столько из требований обеспечения наилучшего обзора, сколько из требований геометрической правильности дислокации. А «трёхсотки» размещались именно на старых позициях.

Понадобилось решение. И в конце 1970-х была создана вышка 40В6.

Фото концерна "Алмаз-Антей"
Фото концерна "Алмаз-Антей"

Вышка 40В6М

Сначала она использовалась в варианте высотой 26 м, но добавили ещё 13-метровую секцию и получилась 40В6МД высотой 39 м по оголовку или 42 м по фазовому центру антенн различных РЛС, устанавливаемых на ней.

Фото  в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Кабина Ф5 низковысотного обнаружителя (НВО) 5Н66М на вышке 40В6МД

Вышки обеспечивали поднятие фазовых центров антенн над уровнем леса и значительно увеличивали зону прямой видимости по низколетящим целям (НЛЦ).

Фото Михаил Ходаренок/«Газета.Ru» Фото может быть удалено по требованию правообладателя. https://www.gazeta.ru/army/photo/kto_sterezhet_moskvu.shtml?p=main&photo_num=8&updated
Фото Михаил Ходаренок/«Газета.Ru» Фото может быть удалено по требованию правообладателя. https://www.gazeta.ru/army/photo/kto_sterezhet_moskvu.shtml?p=main&photo_num=8&updated

Слева направо: радиолокатор подсвета и наведения ЗРК С-300ПТ, трассовый радиолокационный комплекс – ТРЛК, 12А6 «Сопка-2» для системы управления воздушным движением, РЛС 39Н6 «Каста-2Е2» на мачте под радиопрозрачным укрытием.

Существуют не только 40В6МД. Есть целый ряд вышек разных типов для установки большинства РЛС. В том числе вышки, точнее мачты используются и в ЗРК ПВО СВ.

Инфографика автора
Инфографика автора

Это не мифические воздушные шарики с трёхваттными РЛС на пальчиковых батарейках. И не фантастически глупые стратосферные аппараты, выложенные панелями солнечных батарей, висящие на высотах 30 км и более. Предлагаю любителям воздушных шариков осознать самый важный момент: - нет энерговооружённости, нет мощной РЛС. Нет мощной РЛС – нет дальности обнаружения.

И на основе таких проверенных решений, как вышки, горки, МО РФ, совместно с властями регионов уже развернули работы по совершенствованию системы ПВО, приспособления её к новым вызовам. Именно такой подход даст максимальный результат по критерию стоимость/эффективность. И, самое главное, самый быстрый результат. Свидетельство в ролике ниже. Кликайте.

Ролик про модернизацию позиций ПВО вокруг Москвы

Надо понимать, что такие сооружения строились не по прихоти или возможностям строителей. Каждой модернизации позиций предшествовала тщательная работа штабов зенитных ракетных и радиотехнических частей, а также частей РЭБ и вышестоящих штабов. Были пересчитаны все зоны обнаружения и поражения, И на основе этого выработаны требования – здесь достаточно насыпать горку, здесь поставить платформу на высокой металлоконструкции, а вот это подразделение нужно передислоцировать. Добавлю: - и переделаны сотни боевых документов, карт.

И очень хорошо, что не забыли бытовые мелочи. Боевое дежурство «через день на ремень» чрезвычайно изматывающее дело. Техника «молотит», духота, визг вентиляторов. И это на сутки. Личный состав должен иметь возможность полноценного отдыха. Надеюсь, и вопрос наземной обороны и патрулирования не забыт.

Ну так что? Нет никаких шансов у аэростатов ДРЛО?

Шансы есть. Аэростатов с правильными РЛС нет. Сначала их нужно спроектировать и запустить в серийное производство. А также разработать для них специализированные радиолокаторы, комплексы управления и наземного оборудования.

Хорошей основой могла бы послужить, например, вот эта отличная белорусская радиолокационная станция.

Источник фото https://belautoprom-g2n.jimdofree.com/кб-радар/рлс-роса-рб/
Источник фото https://belautoprom-g2n.jimdofree.com/кб-радар/рлс-роса-рб/

Белорусская МРЛС для обнаружения низколетящих целей Роса-РБ.

Лёгкая ажурная вышка говорит о небольшом весе, а тонкий кабель питания о малом потреблении электроэнергии.

Источник фото https://belautoprom-g2n.jimdofree.com/кб-радар/рлс-роса-рб/
Источник фото https://belautoprom-g2n.jimdofree.com/кб-радар/рлс-роса-рб/

Хорошо видно, что ни азимутального, ни угломестного приводов нет

В общем такая станция хорошо подошла бы для разработки на её базе специализированной. Правда, несмотря на её высокую степень соответствия уже сейчас требованиям, предъявляемым к аэростатной РЛС, всё равно понадобятся серьёзные доработки. Года за два-три можно, наверное, довести до серийного выпуска. Но чудес не бывает, и она так же даст дальность обнаружения мелких, «радиопрозрачных» БПЛА не больше 30 км, а то и менее.

Думаю, с учётом развитого военно-технического сотрудничества между нашими странами, можно было бы закупать их как временное решение, или наладить совместные НИОКР и осуществить производство новой, полностью соответствующей новейшим требованиям.

Вот так, уважаемый Вячеслав Шурыгин, и другие сторонники немедленного вывешивания непонятно где припрятанных "тупыми генералами" шариков ДРЛО! Нет их в природе. Спроектируйте, постройте, а уж потом обвиняйте.

Приглашаю вас, читатели, подписаться на мой телеграм. Это не коммерческий канал, там рекламы не бывает, только анонсы новых статей. Будете узнавать об их выходе первыми.

В Курилке этого канала естественным образом отобрались люди интеллигентные и нешумные. Можно осуждать практически любые вопросы, не только про ПВО

-12

Кнопка перевода через Юмани из любого банка

https://yoomoney.ru/bill/pay/gm6SQQBobWc.230302