Часть 1.
Многие читатели справедливо требуют усиления мер противодействия атакам украинских беспилотников. Многие несправедливо мечут громы и молнии в адрес «тупых генералов», которые якобы ничего не понимают в этом вопросе. Многие предлагают свои «закрывающие» решения по этой проблематике. К последним присоединяются отдельные всезнающие «военные» обозреватели, никогда не ходившие строем, и даже действительно бывшие военные, в чинах и регалиях, правда никакого отношения к ПВО, не имевших и не имеющих.
Не слышно только самих ПВОшников. Им некогда разглагольствовать, они делом заняты.
Комментарии с ругательными словами в адрес начальников всех рангов, естественно, не показываю. Слова слишком грубые, а интеллектуальный уровень большинства их авторов удручает.
Искать лазейки в наше воздушное пространство противнику помогает вся НАТОвская разведка. К сожалению, сейчас очень сложно скрытно переместить РЛС или ЗРК. Как только комплекс снялся с позиции, чтобы совершить марш на другую, как только выключилась на обслуживание РЛС, ВСУ это становится известно. И те их подразделения, которые запускают дальние беспилотники, тут же этим пользуются.
Беспилотник проникает на нашу территорию и дальше летит незамеченным. Почему незамеченным? Потому, что у нас нет сплошного радиолокационного поля на малых (МВ) – до 1 км, а тем более на предельно малых (ПМВ) – до 200 м, высотах. Оно было фрагментарно во времена СССР, но в годы разгула демократии, когда жёстко, а часто и непродуманно сокращалась армия, в т.ч. и Войска ПВО, от него и вовсе мало что осталось. А БПЛА летят на высотах 60-200 м.
Надо понимать, что и было то поле «заточено» для обнаружения больших и быстрых самолётов и, пусть небольших, но всё ещё быстрых, крылатых ракет. Было у нас и предполье ПВО – в странах Варшавского Договора. Скорость воздушного объекта для обнаружения имеет значение даже большее, чем размер. Аппаратура селекции движущихся целей импульсных РЛС легко выделит на фоне отражений от местных предметов скоростную цель, но с трудом тихоходную. В доплеровских РЛС эхо-сигнал от тихоходной цели и вовсе может попадать в «зону режекции» приёмного тракта, и такая станция её просто не увидит. Это действительно для большинства радиолокационных станций во всём мире.
Огромное значение для обнаружения целей на ПМВ имеет рельеф местности. На представленной ниже картинке перепады высот по конкретной линии получились порядка 140 м. Но при более тщательном рассмотрении могут быть и до 200-250 м.
Высотный профиль одного из вариантов маршрута БПЛА.
Глядя на эту картинку, мы, конечно, понимаем, что такая изрезанность профиля всего лишь следствие отличающихся в 1800 раз масштабов диаграммы по горизонтали и вертикали.
Перепад высот на всём протяжении данного маршрута составляет не более 140 м. Тем не менее для целей, летящих на высотах от 60-100 метров достаточно много «ложбинок», русел рек и др. радиозатенённых мест. И по таким ложбинкам противник проберётся буквально «под носом» у наших РЛС и ЗРК.
И вот тут-то в головах «вирусо-сейсмолого-военных» экспертов рождается цунами гнева.
Пишет в своём тг-канале Владислав Шурыгин. Этот эксперт активно пропагандирует такие системы. Дело в принципе благое, только риторика агрессивная, да и понимания предмета, я бы сказал, нет. Это моё оценочное суждение.
Нет понимания «физического смысла» проблемы и у большинства требующих немедленно поднять в небо аэростаты с РЛС. А «физика» здесь, можно сказать, запретительная.
Есть два принципиальных момента в этом деле:
- РЛС малой мощности для маленького аэростата не сможет обнаруживать БПЛА на дальностях хотя бы 10-30 км. Ни о каких 300 км не может быть и речи.
- РЛС большой мощности, с большой антенной системой и собственным источником питания может поднять только аэростат большого объёма.
И это приговор всем аэростатам ДРЛО и малым дирижаблям.
Что предлагают нам апологеты таких аппаратов?
Вот, например, один из вариантов
Этот аппарат легче воздуха был принят на вооружение в 2018 году. Объём крошечный – 50 м3, грузоподъёмность всего лишь 16 кг. Никакую РЛС, кроме сравнимой с полицейским радаром, такой аэростат поднять не в состоянии. Поэтому он несёт только пассивную оптическую систему наблюдения с дальностью действия до 10 км. В хорошую, замечу, погоду. Именно его применяют ВКС РФ для охраны базы в Хмеймиме. Но Россия не Сирия. Среднегодовое число солнечных дней в Москве равно 72. В Санкт-Петербурге – 75. Надеться на систему, способную работать один день через пять? Неприемлемо. Нужен радар.
Проект не единственный, есть множество таких предложений. Но все страдают упрощённым подходом. Рассматривается простенький аэростат и одна-две машины обеспечения. Вопросы эксплуатации, организации службы и прочие авторов таких идей нисколько не волнуют.
Аэростатный комплекс радиомониторинга (проект). Бумага всё стерпит
Ну хорошо, а побольше чего-нибудь у нас нет?
У нас – нет. Хотя проектов и компаний, бравшихся за их реализацию, было много. Самая крупная и продвинутая - ЗАО «Воздухоплавательный центр Авгуръ», отколовшаяся от ДКБА – Долгопрудненского КБ автоматики, бывшего советского «Дирижаблестроя», обанкротилась. Другие тоже звёзд с неба не хватали, ковырялись с маленькими аппаратами. Рисуя в мечтах большие. На сегодняшний день самые серьёзные работы по дирижаблям ведутся концерном радиоэлектронной техники – КРЭТ. Замах аж на дирижабль для ПРО (sic!). Информация практически отсутствует. Но вдруг проектировщики занимаются не только аппаратами для ПРО, но и попроще – для ДРЛО?
А вот «у них» было много различных проектов. Отгороженные от своего вероятного противника двумя океанами, США, тем не менее, с начала 1950-х годов стали заниматься, как тогда называлось, дозорными дирижаблями. Фирма Goodyear Aircraft построила три малых серии дирижаблей ZPG-1 – ZPG-3W. Последний имел объём 42 500 м3. Его обслуживал экипаж из 18 человек. Продолжительность полёта на скорости до 128 км час в безветренную погоду составляла до 7 суток. Внутри этой сигары находилась вращающаяся антенна размером 12.2х1.8 м. Дальность обнаружения истребителя достигала 200 км.
ZPG-3W самый большой дирижабль мягкого типа в мире.
Для эксплуатации таких дирижаблей пришлось создавать серьёзную наземную инфраструктуру. Парой автомобилей уже было не отделаться.
Но просуществовали эти корабли всего три года. 6 июля 1960 года дирижабль ZPG-3W, с базы Лейкхерст, взорвался и развалился в воздухе над океаном, при том, что подъёмный газ был гелий. Погибли все 18 членов экипажа. Причину не установили. Это стало поводом для закрытия программы.
Но это дирижабли, скажут товарищ «Рамзай» со сторонниками, а мы про привязные аэростаты.
Очень много людей считают, что аэростат ДРЛО — это очень простое дело. Сварить простенькую оболочку – технология отработана на десятках тысяч прогулочных и спортивных аэростатов, накачать гелием и прицепить «какую-нибудь» РЛС. И только «тупые генералы», как говорят табаки, этого не понимают. Так вот нет – просто генералы и лица, принимающие решения, видят проблему со всех сторон. И понимают всю сложность её.
Изготовить оболочку действительно не так сложно. В России можно найти сотни фирм, занимающихся изготовлением и воздушных шаров – тепловых и гелиевых, и всякого рода пневмоконструкций.
Но вот РЛС – это действительно серьёзная техническая задача. Готовых, подходящих для такого использования нет. Зато есть множество технических проблем по их разработке и эксплуатации. Имеющиеся бортовые РЛС в существующем виде не подходят. Истребитель летит навстречу воздушному противнику или гонится за ним. Как и у всех хищников в природе, у него «глаза» - его БРЛС, смотрят только вперёд, то есть в каком-то секторе в передней полусфере, например в телесном угле 120 гр. Кроме того, его БРЛС двигается с большой скоростью, что учтено в её конструкции для выделения целей на фоне земли. А радару для аэростата нужен круговой обзор. Ставить три БРЛС? Тогда уж и четвёртую, чтобы смотрела вниз, иначе получится непросматриваемая воронка. Причем, по известному закону, именно там, где уже надо бы выдавать целеуказание.
Хорошо! Давайте возьмём наземную РЛС и подвесим к аэростату.
Хм… Вот в чём конструкторы наземных станций никогда не стеснялись, так это в весе изделия. Например, отличная РЛС Каста-2Е2 (39Н6) размещена на трёх КАМАЗах и прицепе. Антенна зеркальная – вырезка из параболоида, вращающаяся. Потребляет всего 23 кВт. Вес нигде не указывается, потому что отдельно аппаратуру, антенну и дизель-генератор никто не взвешивал. Но всё вместе, можно предположить, тонн пять потянет. А с запасом топлива для генератора на трое суток и все семь.
Это мы говорим о станции с дальностью обнаружения 150 км по цели с ЭПР 2м2. А по малозаметному беспилотнику хорошо бы 20-30 получить. Дальность обнаружения 400 км (причём по той же ЭПР – 2м2), как мечтают апологеты воздушных шаров, может обеспечить более мощная и, соответственно, более тяжёлая станция. Например, 1Л125 Ниобий-СВ
РЛС 1Л125 Ниобий
Данных по весу тоже нет, но тонн двенадцать-пятнадцать на комплект аппаратура+антенна+дизель+топливо будет в самый раз. Подача электропитания с земли на пару-тройку километров высоты не будет решением проблемы веса. Использовать напряжение 380 В для передачи на такое расстояние по толстому 4-жильному кабелю, прикреплённому к несущему тросу? Слишком большие потери и вес. Для уменьшения веса кабель-троса лучше использовать высокое напряжение и постоянный ток – по двум относительно тонким жилам. Но при этом на борту нужно ставить преобразователи напряжения. Выигрыш небольшой.
Вся статья имеет 22, тысячи знаков. На Дзене в один присест мало кто столько прочтёт. Поэтому делю на две части. Вторая часть здесь.
Приглашаю вас, читатели, подписаться на мой телеграм. Это не коммерческий канал, там рекламы не бывает, только анонсы новых статей. Будете узнавать об их выходе первыми.
В Курилке этого канала естественным образом отобрались люди интеллигентные и нешумные. Можно осуждать практически любые вопросы, не только про ПВО
Кнопка перевода через Юмани из любого банка
https://yoomoney.ru/bill/pay/gm6SQQBobWc.230302