Найти в Дзене
Живопись

Художник Энгельс Козлов: влюбить в героев

Эта посадка головы, способная раскрыть характер героя картины чуть ли не в одиночку... Эти руки, чья пластика выразительнее всякой биографической справки...

Ермолин Р.Н., «Портрет Энгельса Козлова», 1963, холст, масло, Национальная галерея Республики Коми
Ермолин Р.Н., «Портрет Энгельса Козлова», 1963, холст, масло, Национальная галерея Республики Коми
Козлов Э.В., «Штукатуры», 1955, холст, масло
Козлов Э.В., «Штукатуры», 1955, холст, масло
Козлов Э.В., «Нефтяники Печоры»,1973-1975, холст, масло, Национальная галерея Республики Коми
Козлов Э.В., «Нефтяники Печоры»,1973-1975, холст, масло, Национальная галерея Республики Коми
Козлов Э.В., «Лодки на Усе», 1965, холст, масло, Музей «Петербургский художник»
Козлов Э.В., «Лодки на Усе», 1965, холст, масло, Музей «Петербургский художник»

А эти глаза... Вглядитесь, дорогой читатель, и Вы (как сказал бы великий гуру Йогананда) «увидите стремительных рыбок мысли в этих океанах разума». Разглядите микрокосмос человеческой личности, волей мастера уместившийся в считанных мазках.

Козлов Э.В., «Портрет композитора Андрея Петрова», 1961, холст, масло, Музей «Петербургский художник»
Козлов Э.В., «Портрет композитора Андрея Петрова», 1961, холст, масло, Музей «Петербургский художник»
Козлов Э.В., «Скоро экзамены (этюд рабочего к картине)», 1961, холст, масло, Брянский областной художественный музей
Козлов Э.В., «Скоро экзамены (этюд рабочего к картине)», 1961, холст, масло, Брянский областной художественный музей

Да что там глаза! Порою Энгельсу Васильевичу «за глаза» хватало бестрепетности полуприкрытых ресниц, монохромного излома брови, пары смешливых морщинок, чтобы влюбить нас в героев своих картин...

Козлов Э.В., «Портрет писателя Геннадия Фёдорова», 1979, холст, масло
Козлов Э.В., «Портрет писателя Геннадия Фёдорова», 1979, холст, масло
Козлов Э.В., «Портрет художницы Г.А. Смирновой», холст, масло
Козлов Э.В., «Портрет художницы Г.А. Смирновой», холст, масло
Козлов Э.В., «Осень в Кожмудоре», 1970, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей
Козлов Э.В., «Осень в Кожмудоре», 1970, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей

Если нужно — мастер умел отобразить обширную панораму в нескольких крупных мазках, не растеряв по пути выразительной мощи ландшафта. Если видел в том необходимость — дробил людское столпотворение на мозаику образов, одаряя индивидуальностью те из них, которые счёл наиболее яркими. Отходил от реалистичной манеры письма, если чувствовал необходимость написать не столько пейзаж, сколько ветер, гуляющий в кронах. Или напротив — возвращался к фигуративному реализму, когда узнавание и сопереживание казалось ему важнее сиюминутных эмоций.

Козлов Э.В., «В шахтеры»,1966, холст, масло
Козлов Э.В., «В шахтеры»,1966, холст, масло
Козлов Э.В., «Шахта в Инте», 1963, холст, масло, Томский областной художественный музей
Козлов Э.В., «Шахта в Инте», 1963, холст, масло, Томский областной художественный музей
Козлов Э.В., «Портрет молодого врача Марины Кушмановой», 1983, холст, масло
Козлов Э.В., «Портрет молодого врача Марины Кушмановой», 1983, холст, масло
Козлов Э.В., Смирнова Г.А., «Теоретики», 1965, холст, масло, Новосибирский государственный художественный музей
Козлов Э.В., Смирнова Г.А., «Теоретики», 1965, холст, масло, Новосибирский государственный художественный музей

Лиричный или торжественный, меланхоличный или восторженный, жадный до малых деталей или щедрый на живописные обобщения — он писал только тех и то, что любил, понимал, принимал.

Козлов Э.В., «Выпечка хлеба», 1967, холст, масло, Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар
Козлов Э.В., «Выпечка хлеба», 1967, холст, масло, Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар
Козлов Э.В., «Завтрак», 1965, картон, масло, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Козлов Э.В., «Завтрак», 1965, картон, масло, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Козлов Э.В., «Солнце в пруду», 1963, картон, масло, 50 х 70 см, Серпуховский историко-художественный музей
Козлов Э.В., «Солнце в пруду», 1963, картон, масло, 50 х 70 см, Серпуховский историко-художественный музей
Козлов Э.В., «Вобла на синей тарелке», 1971, холст, масло, 80 х 70 см., Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва
Козлов Э.В., «Вобла на синей тарелке», 1971, холст, масло, 80 х 70 см., Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва

Человек сложной судьбы и огромного сердца, Энгельс Васильевич Козлов воплотил в своём творчестве наследие русской школы живописи. Он — адепт подвижнического труда, подразумевающего вложение частички себя самого во всякое полотно, которого касалась меткая кисть. Каждое его полотно — метафизическое путешествие к своему зрителю транзитом через ракурс и ритмы, формы с тонами, текстуры с контрастами. Величайший из его талантов — умение перевести собственное восприятие на живописный «язык», понятный любому носителю русской культуры. И речь здесь не идёт о технике мастера или источниках его вдохновения, ведь Козлов жил искусством как птица — полётом. Речь — о способности живописца отображать действительность столь же честно, сколь и выразительно. Превращать личную симпатию к теме работы не в самоцель, а в инструмент для раскрытия этой темы. Чтобы зритель продолжал получать эстетическое удовольствие даже после того, как покинул экспозицию. Чтобы унёс с собою частичку светлого, тёплого чувства причастности чему-то большему, чем он сам. Чувства любви к родной земле и людям, на ней живущим и в неё уходящим.

Козлов Э.В., «Портрет актёра Лебедева», 1991, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Козлов Э.В., «Портрет актёра Лебедева», 1991, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Козлов Э.В., «Северная река», 1989, картон, масло, Чувашский государственный художественный музей
Козлов Э.В., «Северная река», 1989, картон, масло, Чувашский государственный художественный музей
Козлов Э.В., «Чай с клубникой», 1996, холст, масло, 50 х 80 см., Чувашский государственный художественный музей
Козлов Э.В., «Чай с клубникой», 1996, холст, масло, 50 х 80 см., Чувашский государственный художественный музей
Козлов Э.В., «Портрет молодой женщины с букетиком сиреневых цветов», 1964, холст, масло, 85 х 64 см, частная галерея
Козлов Э.В., «Портрет молодой женщины с букетиком сиреневых цветов», 1964, холст, масло, 85 х 64 см, частная галерея

Понимаем, материал вышел предельно эмоциональным и очень субъективным. Но просто полюбуйтесь этими картинами вместе со мной, уважаемый читатель. Они расскажут о себе лучше всяческих слов. Приятного Вам просмотра.

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Будем рады новой встрече с Вами, уважаемый читатель. Подписаться