Найти в Дзене
Дракула исторический

Король, считая кузину бесплодной, выдал её замуж за «чудовище». А что в итоге?

Оглавление

На первый взгляд эта история напоминает сказку. Валашский (румынский) князь Влад Цепеш, больше известный как Дракула, получил свободу после долгого заточения и женился на кузине венгерского короля – почти на принцессе. Однако не всё было так сказочно. Король думал, что его кузина бесплодна, и только потому предложил её Дракуле. Династический брак, в котором нет детей, почти бесполезен, но Дракулу король убедил, что свадьба с такой невестой – большая честь, которая требует ответных услуг.

Никто ещё не знал, что король просчитался в отношении кузины. Следовало помнить пословицу «не рой другому яму».

Дракула, его невеста и король (Авторский коллаж на основе изображений классической живописи и рисунка нейросети)
Дракула, его невеста и король (Авторский коллаж на основе изображений классической живописи и рисунка нейросети)

Живой залог в королевской сделке

У венгерского короля Матьяша была родственница, которая два раза помогала ему заключать политические союзы. Первый раз это случилось в 1458 году, когда Матьяш, ещё совсем юный, находился в плену у чехов.

24 января 1458 года Матьяша заочно избрали венгерским королём, однако он не мог приехать в венгерскую столицу и принять власть. Чехи не отпускали из плена, а согласились отпустить только в обмен на огромный выкуп – 60 тысяч золотых.

Венгерские делегаты прибыли к Матьяшу, чтобы сообщить об избрании (Художник Виктор Мадарас, изображение из открытых источников)
Венгерские делегаты прибыли к Матьяшу, чтобы сообщить об избрании (Художник Виктор Мадарас, изображение из открытых источников)

Семья Матьяша являлась одной из самых богатых в Венгрии, но даже таким богачам было трудно собрать нужную сумму. Недостающую часть денег согласился дать другой богач по фамилии Сентмиклоши-Понграц, однако он хотел гарантию, что ценная услуга не забудется, когда Матьяш сядет на трон.

Именно тогда и пригодилась юная Илона Силадьи (иногда её называют Юстина) – кузина Матьяша, его двоюродная сестра по материнской линии.

Стороны договорились, что сын Сентмиклоши-Понграца – Вацлав – станет женихом Илоны и таким образом скрепит политическую сделку. Заимодавцы благодаря живому залогу получили гарантию, что про них не забудут, а семья Матьяша получила недостающие деньги для выкупа.

После этого Матьяш вернулся в Венгрию и взошёл на трон. 9 февраля 1458 года будущий король пересёк границу королевства. На границе чехи передали своего пленника венграм в обмен на 60 тысяч золотых, собранных с таким трудом, а 15 июля того же года семейство Сентмиклоши-Понграц получило во владение два замка из королевского домена.

Формальным основанием стало то, что 15 лет назад это семейство одолжило 12 тысяч золотых одному из прежних венгерских монархов, но так и не получило деньги обратно. А по факту Матьяш просто расплачивался за помощь, полученную полугодом ранее. Замки стоили намного дороже, чем 12 тысяч золотых.

Илона (Юстина) Силадьи в ранней юности (Рисунок нейросети)
Илона (Юстина) Силадьи в ранней юности (Рисунок нейросети)

Илона тоже стала платёжным средством. Она вышла замуж за Вацлава Сентмиклоши-Понграца и уехала жить к родителям мужа. Матьяш забыл о кузине на 17 лет, а вспомнил лишь тогда, когда ему понадобилась от неё услуга, аналогичная той, которая была оказана в 1458 году. Кузина должна была стать живым залогом в очередном политическом союзе.

«Чудовище» должно стать послушным

В 1475 году, когда Матьяш решил выдать свою кузину за Дракулу, Илоне было около 30 лет. Некоторое время назад она овдовела, а детей в браке с Вацлавом у неё не родилось.

Тридцатилетняя Илона Силадьи (Рисунок нейросети)
Тридцатилетняя Илона Силадьи (Рисунок нейросети)

Король Матьяш, принимая решение на счёт кузины, особо учёл отсутствие у неё детей, как и то обстоятельство, что у Илоны была старшая сестра, которая тоже оказалась бездетна, хотя вышла замуж ещё раньше Илоны.

В Средние века подобное совпадение становилось для женщины приговором. Считалось, что бесплодие – семейная черта, как и плодовитость. Если появлялись бездетные сёстры, ни у кого не возникало сомнения, что причина именно в сёстрах, а не в их мужьях.

Илона, у которой по всем признакам не могло быть детей, казалась идеальной кандидаткой, чтобы помочь задобрить Дракулу, которого Матьяш держал в заточении больше 10 лет и распускал слухи о его «чудовищной» жестокости.

Соломонова башня – часть старой крепости в венгерском городе Вышеграде. На верхнем этаже этой башни предположительно содержался в заточении Дракула (Фото автора статьи)
Соломонова башня – часть старой крепости в венгерском городе Вышеграде. На верхнем этаже этой башни предположительно содержался в заточении Дракула (Фото автора статьи)

Формальной причиной заточения стало то, что Дракула якобы сговорился с турецким султаном и хотел заманить Матьяша в турецкую ловушку. В действительности Дракула ни с кем не сговаривался и оказался в темнице безвинно, а ужасные слухи, распускавшиеся о нём, были правдивы едва ли на четверть.

К тому же Дракула знал, что король имеет отношение к их распространению, и что при венгерском дворе пересказы «валашских (румынских) ужасов» всячески поощряются. У Дракулы было достаточно поводов злиться, и если бы Матьяш отпустил своего узника, то не смог бы отделаться извинениями.

Требовался веский аргумент, чтобы Дракула, получив свободу, не превратился в мстительного врага. И предложение породниться очень подходило к случаю.

Матьяш всё предусмотрел: формально он породнится с Дракулой через кузину, а по факту родство получится зыбкое, ведь детей в браке не появится. Со временем можно даже расторгнуть брак, а сейчас пусть Дракула считает себя обязанным. Король убедил Дракулу, что оказывает ему большую честь, поэтому взамен требовал послушания.

Всё дело в деньгах

В 1475 году Дракула стал нужен Матьяшу, чтобы вернуть доверие римского папы и итальянских государей, которые не давали денег на очередной крестовый поход против турецкого султана.

В начале 1460-х годов они уже дали Матьяшу 40 тысяч золотых, но Матьяш всё растратил, а в поход не пошёл. В 1462 году Матьяш обвинил в срыве похода Дракулу, якобы сговорившегося с турками, а итальянцы вроде бы поверили, но всё равно перестали раскошеливаться, полагая, что новые суммы тоже окажутся растрачены.

Король Матьяш принимает папских посланцев (Художник Дьюла Бенцур, изображение из открытых источников)
Король Матьяш принимает папских посланцев (Художник Дьюла Бенцур, изображение из открытых источников)

Вот почему Матьяш в 1475 году решил всё переиграть и объявил, что Дракула с турками не сговаривался. Дескать, произошла досадная ошибка, но теперь поход состоится, если будет выделена новая сумма.

Дракула должен был стать «лицом» новой военной кампании, ведь итальянцы не сомневались, что Дракула не будет уклоняться от войны, да и репутация «чудовища», которая появилась у Дракулы за минувшие годы, тоже могла пригодиться. Дракула одним своим именем вселял ужас во врагов.

Оставалось только заставить Дракулу вести себя правильно. И для этого Матьяшу требовалась кузина Илона – живой залог.

Замуж ради общего блага

Поначалу Илоне не понравилась идея выйти замуж за Дракулу. Анекдоты о том, как Дракула велел отрубить руки крестьянке, или о том, как он вспорол живот своей беременной любовнице, были на слуху. Но в итоге Илона согласилась. Ею двигало чувство долга, как и 17 лет назад.

Формально она уже выполнила свой долг перед семьёй, когда вышла замуж в первый раз. Никто не мог требовать от неё этого повторно. Но у короля Матьяша всё же были рычаги, чтобы воздействовать на кузину. Если бы Илона упёрлась, мог пострадать её отец.

Семья Илоны и родственные отношения с королём (Схема нарисована автором статьи)
Семья Илоны и родственные отношения с королём (Схема нарисована автором статьи)

Матьяш не любил рубить головы, но зато часто сажал неугодных ему людей в темницу или под арест, причём надолго. Дракула был не единственный, с кем король так поступил.

Например, под домашним арестом до конца жизни оказался архиепископ Янош Витез, обвинённый в государственной измене. Витеза не спасло даже то, что он когда-то был воспитателем Матьяша, то есть близким ему человеком.

Не спасало и кровное родство. Когда король Матьяш поссорился со своим дядей – Михаем Силадьи, то посадил его в крепость почти на год. А ведь отец Илоны, Ошват Силадьи, тоже был дядей Матьяша и так же легко мог оказаться в крепости, если бы начал мешать королевским планам и требовать: «Оставьте в покое мою дочь».

Вот почему Илона решила согласиться. Жертвовать собой ради чужих интересов она уже привыкла. Ей не хотелось, чтобы из-за неё отец ссорился с королём. К тому же ей объяснили, что брак с Дракулой нужен ради блага христианского мира. Благодаря этому союзу состоится новый крестовый поход.

Триумф короля Матьяша после победоносного похода (Художник Дьюла Бенцур, изображение из открытых источников)
Триумф короля Матьяша после победоносного похода (Художник Дьюла Бенцур, изображение из открытых источников)

Брак с Дракулой представлялся Илоне делом богоугодным, которое поможет и её семье, и многим людям далеко за пределами королевства. Основное назначение брака («плодитесь и размножайтесь», как сказано в Библии) представлялось Илоне чем-то второстепенным, ведь она думала, что у неё не может быть детей.

Неожиданный итог

Бракосочетание Илоны Силадьи с Дракулой состоялось летом 1475 года, и супруги поначалу не ладили.

Илона и её муж Дракула (Слева – рисунок нейросети, справа – знаменитый портрет Дракулы из коллекции замка Амбрас)
Илона и её муж Дракула (Слева – рисунок нейросети, справа – знаменитый портрет Дракулы из коллекции замка Амбрас)

Илона, если судить по её прежнему поведению, была спокойной и набожной женщиной. А Дракула, человек темпераментный и к тому же много лет проведший в заточении без женского общества, не понимал, почему жена исполняет супружеский долг без воодушевления.

К осени того же года отношения совсем испортились. Об этом свидетельствует намерение Дракулы построить себе дом в трансильванском городе Сибиу, хотя у супругов был общий дом рядом с венгерской столицей. Судя по всему, пара собиралась разъехаться.

Но именно в это время Илона вдруг обнаружила, что беременна. Учитывая опыт её прежнего замужества и опыт бездетной сестры, все думали, что это невозможно, и потому удивились. Удивилась сама Илона, весь венгерский королевский двор и, конечно, Матьяш, которому новость о беременности кузины поломала игру.

У короля ещё оставалась слабая надежда, что кузина не сможет доносить беременность или родит мёртвого ребёнка, но Илона родила благополучно. У неё и Дракулы родился сын, и это окончательно спутало Матьяшу все карты.

Венгерские средневековые статуи, изображающие деву Марию с сыном. После того, как Илона сама родила сына, вид подобных статуй уже не вызывал у неё грустных мыслей (Фото автора статьи)
Венгерские средневековые статуи, изображающие деву Марию с сыном. После того, как Илона сама родила сына, вид подобных статуй уже не вызывал у неё грустных мыслей (Фото автора статьи)

Король рассчитывал, что породнился с Дракулой не совсем по-настоящему и что при необходимости можно будет расторгнуть брак из-за бездетности супругов. Однако теперь это исключалось.

В то же время Илона иначе взглянула на мужа. До сих пор из-за своей бездетности она чувствовала себя неполноценной, но «Бог проявил к ней милость» – именно так это называлось в те времена, когда речь шла о женщине, которая долго не могла стать матерью.

С точки зрения Илоны получалось, что ей «воздано» за прежние страдания и что её муж, даже если это «ужасный Дракула», не такой уж великий грешник и не «чудовище». Если именно Дракула стал отцом её ребёнка, значит, тоже заслужил милость Бога. К тому же в те времена рождение мальчика считалось двойной милостью по сравнению с рождением дочери.

Не рой другому яму

Вся эта история действительно может показаться проявлением высшей справедливости, поскольку самого Матьяша постигла именно та судьба, которую он готовил Дракуле.

В 1476 году Матьяш женился на принцессе Беатриче Арагонской. Он рассчитывал основать новую королевскую династию, войдя в историю Венгрии не только как Матьяш Первый, но как первый в роду Корвинов (прозвище Корвин, которое носил Матьяш, означало «ворон» и стало его новой фамилией, хотя он происходил из рода Хуньяди).

Копии барельефов XV века с изображением Беатриче и Матьяша. Хранятся в Венгерском национальном музее в Будапеште (Фото автора статьи)
Копии барельефов XV века с изображением Беатриче и Матьяша. Хранятся в Венгерском национальном музее в Будапеште (Фото автора статьи)

Этим амбициозным планам не суждено было осуществиться. Беатриче оказалась бесплодной, а развестись с ней по этой причине Матьяш не мог, ведь тогда ему пришлось бы вернуть огромное приданое, которое он получил. Казна оказалась бы опустошена. К тому же развод плохо отразился бы на отношениях Матьяша с целым рядом европейских государей.

Тогда Матьяш решил сделать наследником своего внебрачного сына – Яноша. Даже заставил всю знать присягнуть Яношу на верность. Но как только Матьяш умер, знать забыла свои клятвы.

Зато потомки Дракулы продолжали править Валахией (Румынской Страной) вплоть до конца XVII века.

Автор статьи: Светлана Лыжина

Также читайте продолжение этой истории в статье: Короткое семейное счастье. Как жил Дракула со своей венгерской женой

И ещё по теме: Стал ли Дракула католиком, чтобы выйти из тюрьмы и жениться на сестре короля?