Древнерусское «Сказание о Дракуле» сообщает, что валашский (румынский) князь Влад Цепеш, известный как Дракула, вынужденно принял католическую веру, чтобы освободиться из венгерской тюрьмы. Однако другие источники не подтверждают переход в католичество, а румынские исследователи вообще не упоминают об этом эпизоде. Где же истина?
Это интересует только нас
Вопрос о переходе Цепеша-Дракулы в католичество обсуждается прежде всего в русскоязычном пространстве, ведь зарубежным исследователям «Сказание» интересно только в сравнении с немецкими текстами XV века, рассказывающими о зверствах Дракулы.
В немецких текстах нет упоминаний, что Дракула менял веру, поэтому румынские и другие западные исследователи не анализируют отрывок «Сказания», где говорится следующее:
И король послал к нему (Дракуле) в темницу спросить, хочет ли тот снова быть правителем в Мунтьянской (Румынской) земле. И если да, то пусть примет латинскую (католическую) веру, а если не примет, значит, хочет в темнице умереть. Дракула же прельстился сладостью земной жизни, а не жизни вечной и бесконечной, и отпал от православия, и отступил от истины, и оставил свет, и принял (в сердце) тьму. Увы, не смог он временные тяготы заточения вынести, и уготовил себе бесконечное мучение (в аду).
Западные исследователи игнорируют этот отрывок. Они согласны только с тем, что Дракула, осенью 1462 года арестованный венграми по ложному обвинению в сговоре с турецким султаном, провёл в венгерском плену почти 13 лет.
Лишь весной 1475 года узник получил свободу, но верой не поступался. Просто венгры вспомнили о былых победах Дракулы над турками и решили сделать его «лицом» будущей антитурецкой военной кампании.
Но если всё так, то откуда в «Сказании» появился эпизод с переходом в католичество?
«Сказание о Дракуле» и «латинская» фобия
Многие исследователи, интересующиеся «Сказанием», отмечают, что это «политический учебник» для русского государя Ивана III. Ведь автором «Сказания» является дьяк Фёдор Курицын – близкий к Ивану человек, который явно хотел через текст донести до государя определённые идеи.
«Политический учебник» касался и религии, ведь в то время на Руси были сильны опасения на счёт «латинского» влияния.
Когда Иван III решил жениться на Софье Палеолог, эти опасения снова подтвердились, потому что вместе с Софьей на Русь приехала делегация «латинских» клириков, которые должны были склонять Ивана III к принятию католичества.
После свадьбы Ивана и Софьи делегация нехотя уехала, но вслед за Софьей на Русь потянулись иностранцы-католики, которых нанимали на русскую службу, поэтому «латинское» влияние на Руси всё же присутствовало.
Автор «Сказания» на примере Дракулы как будто хочет показать Ивану III: вот смотри, как государь Дракула принял католичество, и ничего хорошего из этого не вышло, душу погубил.
В «Сказании» даже есть строки, которые не соответствуют никаким историческим фактам, зато создают ощущение, что ложная вера мешает великим свершениям. Дескать, вот Дракула, прежде такой деятельный, прожил 10 лет, уже будучи католиком, и за эти 10 лет не сделал ничего, что достойно упоминания:
Прожив ещё около 10 лет, он (Дракула) так и скончался в той латинской вере, принять которую его соблазнили.
В действительности Дракула прожил всего полтора года после освобождения из венгерского плена, и автор «Сказания», если он собирал сведения для своего текста уже после смерти Дракулы, должен был об этом знать.
Получается, что эпизоды, где рассказано о переходе Дракулы в католичество и о последующем бесславном существовании, были нарочно выдуманы автором «Сказания» с целью оградить Ивана III от «латинского» влияния.
Невеста-католичка
Зарубежные исследователи, игнорируя отрывок о переходе в католичество, при этом охотно рассматривают строки «Сказания», где сказано о женитьбе Дракулы на сестре венгерского короля Матьяша:
Король же не только сделал его правителем Мунтьянской земли, но и сестру свою родную дал ему в жёны.
Эти строки, в отличие от рассказа о смене веры, подтверждаются другими источниками.
Согласно источникам, в 1475 году венгерский король Матьяш признал, что 13 лет назад зря арестовал Дракулу и что зря поверил наветам. Конечно, Дракула не получил официальных извинений за то, что его, невиновного, так долго продержали в заточении, однако король предложил Дракуле помириться и породниться.
Невестой Дракулы стала не родная сестра Матьяша, а двоюродная. По одним данным её звали Илона Силадьи, а по другим – Юстина Силадьи.
Разумеется, она была католичкой, и в русскоязычной среде это часто используют как довод в пользу того, что в «Сказании» эпизод со сменой веры правдив. Считается, что Дракула мог жениться на католичке, только сам став католиком.
Однако это убеждение ошибочное. Чтобы жениться на католичке, Дракуле не нужно было менять веру. И невесте не обязательно было принимать православие. Вот такая местная специфика.
Румынские исследователи знают эту специфику и в том числе поэтому не задаются вопросом, менял ли Дракула веру. Конечно, не менял!
Предки Дракулы часто женились на католичках
В те времена в том регионе среди знати были распространены так называемые «смешанные браки». По латыни это называется «matrimonia mixta». Смешанный брак подразумевает, что жених и невеста, принадлежащие к разным ветвям христианства, могут пожениться, но при этом никто не меняет веру. Вероисповедание детей определяется брачным договором.
Браки между валашскими (румынскими) князьями и католичками из соседних стран заключались с XIV века. Один из первых валашских правителей – Николае Александру – был женат на католичке по имени Клара. Его сын Раду I Нэгру (Чёрный воевода) был женат на католичке Анне.
То есть сыновья, рождённые в этих смешанных браках, были православными. Со временем эти сыновья становились православными государями, которые в свою очередь женились на католичках и так далее.
Дед Дракулы – Мирча Старый – был женат на католичке, которая родила ему сына Михаила, долгое время являвшегося соправителем отца, а затем унаследовавшего трон. То есть Михаил был православным.
Кроме того у Мирчи Старого была в Венгрии любовница-католичка по имени Мария Толмаи. От этой связи родилось двое сыновей, в том числе отец Дракулы – опять же православный.
В городе Куртя-де-Арджеш, который одно время являлся столицей Валахии, даже сохранились развалины католического храма. Этот храм стоял на холме недалеко от княжеского двора и был построен специально для того, чтобы им пользовались княжеские жёны-католички и их окружение.
В церкви Святого Николая, расположенной на княжеском дворе, есть фреска, изображающая государя Раду Нэгру и его жену Анну как строителей католического храма (фото фрески см. выше).
То есть когда Дракула в 1475 году женился на католичке Илоне (или Юстине) Силадьи, для Валахии это не являлось чем-то новым и небывалым. Процесс заключения таких браков был давно отлажен.
К тому же помогла Флорентийская уния 1439 года. После подписания унии православный Константинополь подчинился католическому Риму, и обе церкви оказались «в единой ограде». Юридически это означало, что препятствие для смешанных браков устранено. Теперь для заключения смешанных браков не требовалось даже разрешение высокопоставленных церковных иерархов.
Сын, родившийся у Дракулы и его венгерской жены, тоже был православным. Он вошёл в историю Валахии как князь Михня Злой.
Последний довод
В отличие от Руси XV века, которая опасалась влияния со стороны католического Запада, в Валахии XV века не испытывали такого давления со стороны католической Венгрии. Валашские правители традиционно были вассалами венгерской короны, поэтому Венгрия часто вмешивалась в политические дела Валахии, но не в религиозные.
Венгерские правители даже оказывали покровительство православным валашским монастырям. Эти обители назывались Тисмана и Водица.
Сохранились документы, где венгерский король Жигмонд (Сигизмунд Люксембургский) подтверждает права православных монастырей на владение сёлами, принадлежащими этим обителям, а также гарантирует, что монахи и священники не будут притесняться в вере.
Позднее такие же подтверждающие грамоты давал венгерский магнат Янош Хуньяди, когда был главнокомандующим венгерской армией.
Эту ситуацию не сравнить с событиями XVIII века в Трансильвании, когда православные монастыри расстреливались из пушек, а православному населению региона угрожали тюрьмой, заставляя признать главенство римского папы.
Дракулу никто не заставлял. Время было другое.
Автор статьи: Светлана Лыжина