Мы часто говорим о различиях между травмой и
«телесным повреждением». Когда вам наносится
физический или психический вред, но
рядом есть кто-то, кто поймет и успокоит вас,
это всего лишь «телесное повреждение».
Однако если вас некому успокоить, то
неприятное ощущение, вероятно,
превратится в травму.
Берри К. и Дженей Б. Уайнхолд
Периодически в психотерапию обращаются люди, имеющие объективные ограничения или объективные отличия от большинства.
Ограничения могут касаться состояния здоровья или, например, социального происхождения, то есть социального статуса семьи, в которой человек родился.
Человек может иметь те или иные особенности внешности, определённые внешние признаки национального происхождения.
Также человек может проживать в том или ином городе и соответственно также иметь различные финансовые ограничения.
Все эти факторы нельзя игнорировать.
В современной психотерапии распространена идея о том, что любой человек при любых жизненных обстоятельствах может достичь всего, чего захочет.
Но, если быть объективным и иметь некоторые базовые представления об особенностях функционирования организма и/илu головного мозга, ЦНС в случае наличия у человека в анамнезе тех или иных заболеваний, последствий родовых травм, инвалидности и т.п., а также учитывая объективно существующие социальные факторы, становится понятно, что людям, которые живут с этими заболеваниями и особенностями приходится гораздо сложнее, чем другим.
И да, зачастую наличие инвалидности, какие-то особенности внешности, из-за которых человек с детства подвергается нападкам, неблагоприятная среда, в которой вырос человек, стимулируют стремление к интеллектуальному развитию.
Но это стремление может быть очень ограничено в силу существующих на протяжении жизни человека социальных и экономических условий, а также в силу наличия особенностей функционирования его организма, например, истощаемости его психических процессов.
Терапевты могут воспринимать таких клиентов как «сложных».
В России терапевты боятся признавать наличие социального неравенства и наличие шовинизма в виде этнической и расовой дискриминации тех или иных групп.
Зачастую ко всем этим людям применяют какие-то очень унижающее человеческое достоинство ярлыки и утверждают, что они «не хотят выходить из позиции жертвы».
Им не дают права оплакивать в терапии объективное наличие у них той или иной существенной обделённости, обделённости симпатиями со стороны авторитетных фигур, сверстников, противоположного пола, бывает, что и сложности в установлении приятельских и дружеских взаимоотношений, сложности в профессиональной реализации и при устройстве на работу.
Признать обделённость.
Отсутствие, может быть, первой любви, невозможность заниматься теми иными видами спорта, а иногда и просто физической и социальной активности, отсутствие бережного отношения к чувствам этих людей в большом социуме, особенно в период обучения в начальной и средней школе, а также наличие эпизодов бестактности, оскорблений, агрессии, травли, использования и в дальнейшем.
Всё это может казаться для терапевта, вполне вписывающегося в социум, очень пугающим.
Если такой клиент сам пытается настаивать с новыми и новыми терапевтами на том, что он в чём-то объективно обделён и далеко не во всех сферах имеет возможности, равные среднестатистическим, человека начинают откровенно обвинять в наличии у него «вторичной выгоды».
На форуме иногда появляются темы, в которых люди сильно не принимают свою внешность.
Думаю, за каждой из этих историй стоит ситуация как минимум одного очень серьёзного психотравмирующего события, связанного с оценкой внешности человека извне. А часто и нескончаемая череда таких событий.
Считаю, что все эти ситуации должны признаваться и искренне, с сочувствием, эмпатией и уважением по отношению к человеку прорабатываться.
Считаю, что, если человек говорит и настаивает на том, что он чего-то лишён на протяжении всей своей жизни, это нужно признавать, и с этим нужно очень бережно и глубоко работать.
Конечно, одним признанием наличия фундаментальных объективных ограничений, лишённости чего-то ограничиваться не стоит.
По отношению ко всем этим фактам в человеке необходимо пробудить любовь к себе, сострадание, сочувствие, глубочайшее понимание, способность уважительно себя отстаивать в дальнейшем в ситуациях возникновения негативной оценки со стороны социального окружения, а также необходимо сформировать у клиента стремление заботиться о себе, поддерживать своё физическое и психологическое здоровье, насколько это возможно, и доступным образом в каком-то смысле и в какой-то мере компенсировать те или иные объективные ограничения.
Супруги Уайнхолд в книге «Бегство от близости» красиво пишут об этом так: «Мы часто говорим о различиях между травмой и «телесным повреждением». Когда вам наносится физический или психический вред, но рядом есть кто-то, кто поймет и успокоит вас, это всего лишь «телесное повреждение». Однако если вас некому успокоить, то неприятное ощущение, вероятно, превратится в травму».
Таким образом, первостепенными задачами терапии являются признание и нейтрализация последствий множества психических травм, связанных с наличием объективных ограничений и объективных отличий, чтобы они в восприятии клиента вновь стали всего лишь физическими или социальными особенностями.
Солопанова Мария Александровна, психология и психотерапия онлайн (Skype, Zoom, b17.ru, Whatsapp), Курск очно, +79606757337 (Whatsapp, Telegram, Viber).
Автор: Солопанова Мария Александровна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru