Найти тему
28,8K подписчиков

"Летающий танк" Т-80

1,1K прочитали
Т-80БВМ
Т-80БВМ

В корпорации "Уралвагонзавод" заявили, что танк Т-80 снова начнет производиться. Вопрос о возобновлении его производства поставили военные.

В свое время танк прославился лихими прыжками на оружейных выставках, за что был прозван "летающим".

В СССР выпустили множество Т-80 различных модификаций: Т-80, Т-80БВ, Т-80У и Т-80УД.

В настоящее время модернизацию большого количества Т-80БВ с хранения до уровня Т-80БВМ осуществляет Омсктрансмаш, ранее в советские времена этот завод и выпускал Т-80 вместе с Ленинградским Кировским заводом.

Но после 1991 г. танковое производство в Ленинграде (Санкт-Петербурге) было ликвидировано, а в конце 1990-х гг. производство Т-80 было свернуто и на Омсктрансмаше.

В корпорации "Уралвагонзавод" заявили, что танк Т-80 снова начнет производиться. Вопрос о возобновлении его производства поставили военные.-2

А Т-80 был уникальным танком, в первую очередь из-за газотурбинного двигателя. Обычно их ставят на вертолеты.

Еще в 1950-60-е гг. в СССР проводились испытания танков с газотурбинным двигателем, после первых неудач удалось создать танковый ГТД и его попытались установить на танк Т-64. Попытка не удалась, так как мощный двигатель ломал ходовую часть, ее экстренно переделали.

Опорные катки получили наружную обрезинку, как и элементы гусениц в местах контакта с опорными катками. За счет этого удалось уменьшить вибрацию передаваемую от ходовой части на корпус танка и значительно снизило уровень шума, создаваемого при движении.

Так появился Т-80, с уникальным двигателем и уникальной ходовой частью.

На вооружение его приняли в 1976 г., на четыре года раньше, чем газотурбинный "Абрамс".

Газотурбинный двигатель дает танку сумасшедшую динамику и разгоняет многотонную махину до 70 км/ч. Поскольку двигатель издает очень высокочастотный звук, противник его не слышит на дальности 30-100 м.

С 1976 по 1978 гг. выпускался Т-80 с ГТД-1000Т (1 000 л. с.) и башней унифицированной с Т-64А.

Ходовые испытания "Объекта 219" выпуска 1974 г. в марте того же года.
Ходовые испытания "Объекта 219" выпуска 1974 г. в марте того же года.

Вместо оптического танкового прицела-дальномера ТПД-2-49 разработали квантовый прицел-дальномер ТПД-К1, тогда лазерный дальномер называли квантовым.

У наводчика был также ночной прицел ТПН3-39 и электронно-оптический преобразователь (ЭОП) первого поколения с дальностью опознания цели в пассивном режиме 850 м и в активном режиме с подсветкой до 1 200 м.

Прицел ТПД-К1 в дальнейшем использовался в Т-72А и Т-64А. Наводчик должен навести марку прицела на цель, измерить дальность, выбрать боеприпас и произвести выстрел.

Т-80Б помимо нового прицела получил систему управления огнем 1А33 "Объ", которая была разработана для Т-64Б. Также у него появилось модернизированное орудие 2А46-2, комплекс управляемого вооружения "Кобра" 9К112 с противотанковыми ракетами, запускаемыми через ствол, система постановки дымовых завес "Туча".

В корпорации "Уралвагонзавод" заявили, что танк Т-80 снова начнет производиться. Вопрос о возобновлении его производства поставили военные.-4

Мощность двигателя ГТД-1000ТФ стала 1 100 л. с. С 1986 г. уже ставили пушку 2А46М-1.

В то время дизелей мощностью 1 000 л. с. не создали и военные считали, что будущее за ГТД.

В то же время в верхах страны решали быть или не быть ГТД на танках. Дизель был дешевле и потреблял меньше дизтоплива, а Т-80 был такой прожорливый, что для его снабжения требовались дополнительные затраты на транспортировку и большие баки в танке.

Судьбу Т-80 решил Д. Ф. Устинов, он отстоял танк в верхах. Хотя до своей смерти министра обороны маршал Гречко уже фактически танк зарубил из-за дороговизны.

ГТД-1000Т в 1970 г. стоил 167 тыс. руб, а целый Т-64 только на 7 тыс. дороже. Целый Т-80 стоил вообще в три раза дороже Т-64, а превосходил харьковского оппонента только в максимальной скорости и быстроте запуска в мороз. Т-80 стоил 480 тыс. руб., а Т-64А - 140 тыс. руб.

В массовой серии ГТД подешевел до 100 тыс. руб. Т-80 становился только в два раза дороже Т-64Б.

С пушкой спарен 7,62 мм пулемет ПКТ. У люка командира установлен зенитный 12,7 мм пулемет НСВТ без дистанционного управления.

Лобовые и бортовые детали корпуса Т-80Б получили броню повышенной твердости БТК-1.

Башня из литой брони средней твердости с песчаными стержнями, как у Т-72А, только толщина башни Т-80 больше.

Т-80БВ.
Т-80БВ.

В 1985 г. на вооружение приняли Т-80БВ. Бронезащита лобовой части корпуса и башни состоит из усиленной комбинированной брони и навесной динамической защиты "Контакт-1".

Для обмана головок самонаведения ракет место выхода горячих газов от ГТД удалили от кормового бронелиста. Комплект оборудования для подводного хождения разместили на корме башни, тем самым прикрыв значительную часть МТО.

Отделения управления и боевое отделение подбили полимерным материалом, чтобы экипаж не поражали осколки брони, если противник попадает в танк бронебойно-фугасными снарядами. Также подбой дополнительно защищает от гамма-излучения. Сиденье механика-водителя получило вставку защиты от радиации и было закрыто специальной плитой.

Экипаж почти полностью прикрыт антинейтронным подбоем.

При возникновении пожара включается автоматическая противопожарная система.

К концу 80-х гг. в Советской армии было около 100 танков Т-80, 3 700 танков Т-80Б и 600 Т-80БВ. В группе советских войск в Германии в 1987 г. было 2 260 танков Т-80Б и Т-80БВ и около 4 000 Т-64А, Т-64Б и Т-64БВ.

Наиболее совершенными советскими танками конца 1980-х гг. были Т-80У и Т-80УД, они различались только двигателями, первый вариант был с ГТД, второй с дизелем.

Т-80У можно расшифровать не только как "усовершенствованный", но и как "Устинов".

Т-80У
Т-80У
Верхняя лобовая деталь Т-80У
Верхняя лобовая деталь Т-80У

Корпус бронирован как у Т-80БВ. Башня с новым типом бронирования "ячеистым наполнителем". И башня и ВЛД корпуса получили встроенную динамическую защиту "Контакт-5".

Танк получил комплекс управления огнем 1А45Т "Иртыш" включающий комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс" и систему управления огнем 1А42 (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный баллистический вычислитель, стабилизатор 2Э42, прицельно-наблюдательный комплекс командира ТПН-4С с дневным/ночным прицелом ТКН-4С "Агат", ночной прицел наводчика ТПН-4-4Э "Буран-ПА".

С 1990 г. устанавливался двигатель ГТД-1250 на 1250 л. с. и комплекс управляемого вооружения 9К119М "Инвар".

Перед самым развалом СССР до уровня Т-80У почти успели подтянуть Т-72БУ, который станет Т-90.

Для того чтобы иметь дизельный вариант Т-80, на Т-80УД установили оппозитный 6-цилиндровый 1000-сильный дизель 6ТД.

В российской армии ненадежные оппозиты с Т-80УД сняли и установили ГТД.

Т-80УК командирский вариант Т-80У с ГТД-1250
Т-80УК командирский вариант Т-80У с ГТД-1250

В настоящее время активно модернизируются Т-80БВ бывшие на хранении до уровня Т-80БВМ. Они получают более совершенную систему управления огнем и приборы наблюдения и прицеливания.

На калужском заводе уже говорят повысили экономичность ГТД, что ставит их в один ряд с дизелями.

Что касается вопроса выпуска новых Т-80, по моему мнению надо реанимировать ленинградский проект танка с передним расположением двигателя и уже его производить, чем делать шаг назад с возобновлением выпуска старых Т-80.

Объект 299 ленинградских конструкторов до сих пор сохраняет актуальность.
Объект 299 ленинградских конструкторов до сих пор сохраняет актуальность.
Спасибо за прочтение.