Найти тему

Откуда появились ингуши: история, которую вы прочитаете за 6 минут

Оглавление

Их 900 000. До того как в кон. II тыс. до н.э. образовался народ Кобанской культуры (продукт сложной ассимиляции), часть Кавказа от Терека до Каспия сотни лет являлась пограничьем непохожих протоэтнических объединений. Речь о пересекающихся зонах обитания Майкопской, Куро-Аракской и Катакомбной культур. Представители материальных традиций, судя по находкам, торговали и воевали. «Кобанцы» итог культурных взаимодействий и конфликтов.

Мужской ингушский национальный костюм. Источник фото – https://clck.ru/35KrVg
Мужской ингушский национальный костюм. Источник фото – https://clck.ru/35KrVg

Кобанцы отличны от обитателей северо-западного Кавказа, картвельцев, армян и алан.

Когда носители Кобанской культуры начали делиться

В эпоху Троянских войн античные государства были уверены: тут (то есть к северо-востоку от огромного царства Кулха) обитают «особые». Видимо, родители будущей группы нахско-дагестанских языков – лелеги и алуанцы. Считают, что в их крови (помимо генов носителей описанных культур), скорее всего, были и гены хурритов. Так как все нахско-дагестанские языки в основе своей близки, в первую очередь, древнему хурритскому. Ближе к Геродоту никакого единства уж не было. Так как в 5 в. до н.э. в названном регионе упоминается целая куча племен…

Леки. Дарги. Касы. Гаргареи. От имени первых, возможно, произошли этнонимы «лакцы» и «лезгины». От вторых – «даргинцы». А от третьих – «каспии» (КАСоги – более поздний термин, связанный совсем с другими кавказцами). Касы, в отличие от касогов, известны под именем «касситы» в глубокой старине. Может, позже всплыли как социокультурная группа северокавказской ветви хурритов. Ну, а кто «гаргареи»?

Вместе с чужаками

Часть кобанцев в последних столетиях до н.э. даже культурно повлияла на 1-х адыгов и абхазо-абазин во времена существования полиэтничного объединения («Алвании/Алуанка»).

1-е вайнахи ведут хронологию с рубежа эр

Те, кто не принимали участия в этногенезе западных и южных соседей, обитали на аварских землях будущего Дагестана, бацбийской и кистинской землях Грузии. А более всего – в Чечне и Ингушетии. Это будущие «нахи». Но и тут общины горцев нуждались в обширных охотничьих и собирательских угодьях, а еще в пастбищах. Кланы (союзы родов) расселялись на большом расстоянии друг от друга. Это способствовало взаимной изоляции.

Ингушская женщина в национальном одеянии. Источник фото – https://clck.ru/35KrbN
Ингушская женщина в национальном одеянии. Источник фото – https://clck.ru/35KrbN

Разделение вайнахов

Ко времени появления гуннов у Каспия армянские летописцы указывают 2 отдельных аборигенных этноса – нахчаматьям и дзурдзуки. А на территории Дагестана фиксировались те этнонимы, которые в измененном виде используются и ныне по отношению к его населению.

То есть где-то в 5 столетии нахи («вайнахи») разделяются на чеченцев и ингушей. «Нахчаматьям» и «дзурдзуки» – понятия, относящиеся преимущественно к тейпам будущей Чечни и Ингушетии.

Причем, сами нахчаматьям, как мы знаем теперь, зовут себя нохчий (чеченцы). Дзурдзуки – гъалгай (ингуши). Мы тут не про чеченцев. Откуда взялось слово «ингуши»? И в чем их отличие?

Экзоэтноним «ингуш»

«Гъалгай» – «башенные». Это самоназвание ингушей. Что касается термина «друрдзуки», до сих пор не понятно, уместно ли его использовать по отношению к средневековому населению Ингушетии… Кстати, «ингуш» изводится от названия одного лишь горного аула Ангушт. Русские впервые познакомились с «галгайцами» непосредственно здесь. С ингушской речи имя селения переводится «Место, с которого виден горизонт». Действительно, в отличие от братьев-чеченцев, гъалгай получили в качестве родины исключительно высокогорную местность. Как бы заперты.

С кобанскими народами их роднит строительство родовых башен. Именно с Дагестаном, чеченцами, бацбийцами (единственными православными вайнахами), акинцами, орстхоевцами и кистинцами – группа языка, часть обычаев и кое-какие нюансы в народном костюме.

«Страна ингушских башен» – Джейрахский район республики Ингушетия. https://clck.ru/35Krrn
«Страна ингушских башен» – Джейрахский район республики Ингушетия. https://clck.ru/35Krrn

Собственно, ингуши

Но во всем остальном (включая даже особенности антропотипа) ингушские люди особенные.

У них своя речь. Среди них (в отличие от чеченцев) меньше светло-рыжеватых. Когда-то давно в этой части Вайнахии было сильнее христианство грузинского толка. Наконец, гъалгай не бились с Россией. Поэтому в Ингушетии полно родовых башен и замков. В Чечне их «кот наплакал»…

Интересное мировоззрение относительно любви и чувств. У представителей этой нации табу на преследование возлюбленной, если она не отвечает взаимностью. За ее отнятую жизнь кровная месть падала на 2 человек!

Во времена Российской империи и даже в СССР существовали целые ингушские роды, в которых профессия старателя переходила по наследство. Побывали по всему миру. https://clck.ru/35Ks2D
Во времена Российской империи и даже в СССР существовали целые ингушские роды, в которых профессия старателя переходила по наследство. Побывали по всему миру. https://clck.ru/35Ks2D

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Возможно будет интересно почитать:

Жизнь позитивна в своём негативе