Найти в Дзене
ТыжИсторик

Слово есть, а попы нету

Автор: Роман Коротенко Итак, продолжим наше знакомство с ложными историческими стереотипами. Представьте себе следующую ситуацию: допустим, в 2030 году издаётся словарь французского языка — какой-нибудь Лярус, или Пти-Робер. И в этом словаре французским по белому написано следующее: «Фашизм — доктрина, направленная на создание националистического, корпоративистского и авторитарного государства. Слово появилось недавно». У большинства людей, прочитавших это, скорее всего не возникнет вопросов к самому определению; однако, возможно, они обратят внимание на утверждение о том, что слово «фашизм» спустя 85 лет после завершения Второй Мировой войны всё ещё почему-то считается неологизмом. И в таком случае на ум приходит как минимум два объяснения: либо 1) в словарь закралась ошибка, либо 2) этот словарь попал к нам из какой-то параллельной вселенной, в которой фашизм зародился лет эдак на сто позже нашего. Причём из этих двух предположений редакторская ошибка будет наименее вероятной. А тепе

Автор: Роман Коротенко

Итак, продолжим наше знакомство с ложными историческими стереотипами.

Представьте себе следующую ситуацию: допустим, в 2030 году издаётся словарь французского языка — какой-нибудь Лярус, или Пти-Робер.

И в этом словаре французским по белому написано следующее: «Фашизм — доктрина, направленная на создание националистического, корпоративистского и авторитарного государства. Слово появилось недавно».

У большинства людей, прочитавших это, скорее всего не возникнет вопросов к самому определению; однако, возможно, они обратят внимание на утверждение о том, что слово «фашизм» спустя 85 лет после завершения Второй Мировой войны всё ещё почему-то считается неологизмом.

И в таком случае на ум приходит как минимум два объяснения: либо 1) в словарь закралась ошибка, либо 2) этот словарь попал к нам из какой-то параллельной вселенной, в которой фашизм зародился лет эдак на сто позже нашего. Причём из этих двух предположений редакторская ошибка будет наименее вероятной.

А теперь из недалёкого будущего перенесёмся на 140 лет назад в прошлое.

В 1883 году в Париже в издательстве «Ашетт» вышло третье издание словаря французского языка под редакцией известного философа, историка и филолога Эмиля Литтре. И во втором томе этого словаря на странице 1642 можно прочесть следующее: «Феодализм — Господство владельцев крупных поместий, крупных капиталов. Неологизм».

Тот самый феодализм, который неологизм в 1883 году.
Тот самый феодализм, который неологизм в 1883 году.

Согласитесь, здесь тоже имеется соблазн предположить, что словарь Литтре попал к нам из параллельной вселенной, в которой феодалы во Франции пришли к власти примерно в последней четверти XIX века.

Потому что в нашей вселенной, как всем прекрасно известно, феодалы во Франции, наоборот, лишились власти в 1789 году в результате Великой французской революции.

Не мог же знаменитый французский филолог ошибиться, в 1883 году называя «феодализм» — словом, которое появилось недавно?

На всякий случай, чтобы ещё раз всё перепроверить, заглянем в другие словари французского языка.

Вот, например, словарь Ришле 1680 года выпуска. Во Франции, как убеждают нас учебники истории, в это время — самый разгар феодализма. Однако, в словаре Ришле 1680 года «феодализм» вообще отсутствует — нет такого слова.

В словаре Фюретьера 1690 года издания тоже нет такого слова.

И даже «Новый карманный словарь французского языка», вышедший в парижском издательстве Массон в 1821 году (то есть, спустя 32 года после Великой антифеодальной революции), ничего не знает про слово «феодализм».

Получается, что Эмиль Литтре отнюдь не ошибся, когда в 1883 году назвал это слово — возникшим недавно.

Эмиль Литтре тщательно подбирал каждое из 80 000 слов в своём словаре.
Эмиль Литтре тщательно подбирал каждое из 80 000 слов в своём словаре.

Однажды ребёнок моих знакомых пришёл из детского садика, и впервые произнёс слово «попа», только с буквой «ж» в начале. Родители мгновенно среагировали, и сказали ребёнку, что так говорить неправильно, потому что — нет такого слова. В ответ ребёнок удивился: «Как это? ...опа есть, а слова нету?».

В ситуации с французскими словарями получается примерно такая же ситуация: все учебники истории утверждают, что вплоть до победы революции 1789 года во Франции господствовал феодализм, но при этом французские словари почему-то слово «феодализм» совершенно игнорируют.

Получается, что феодализм во Франции вроде как был, а такого слова во французском языке — не было. И чтобы разобраться в этом парадоксе, давайте обратимся к первоисточникам.

Вот к примеру, почему авторы учебников по истории утверждают, что революция 1789 года свергла во Франции феодализм? Тут всё просто: именно так было сказано в декрете французского Национального собрания, который появился почти что через месяц после того, как восставшие парижане взяли штурмом Бастилию.

Первая же статья этого декрета гласила: «L'Assemblee Nationale detruit entierement le regime feodal» («Национальное собрание полностью уничтожает феодальный строй»). Поэтому в некоторых учебниках по истории этот документ так и называют: «Декрет об уничтожении феодальных прав и привилегий».

Тот самый декрет от 11 августа 1789 года. Обратите внимание, как на самом деле датирован сей документ. Это же прелестно, не так ли?
Тот самый декрет от 11 августа 1789 года. Обратите внимание, как на самом деле датирован сей документ. Это же прелестно, не так ли?

Правда, если кто-нибудь самостоятельно, без подсказок учебников по истории, прочитает этот документ в оригинале, то скорее всего, в результате у него возникнет смутное ощущение когнитивного диссонанса.

Возьмём для примера самую объёмную, 5-ю статью декрета. Эта статья отменяла церковную десятину (то есть, обязанность прихожан отдавать церкви 1/10 часть своих доходов) «под какими бы названиями она ни была известна».

Далее по тексту следует точка с запятой, и продолжение: «... за исключением расходов на богослужение, содержание служителей алтарей, помощь бедным, ремонт и реконструкцию церквей и пресвитерий, а также всех учреждений, семинарий, школ, колледжей, больниц, сообществ и так далее, на обслуживание которых десятины в настоящее время назначены».

Завершается статья, если можно так выразиться, контрольным выстрелом: «Что касается других десятин, какого бы рода они ни были, они подлежат выкупу в порядке, установленном Национальным Собранием; и до тех пор, пока не будет принято Постановление по этому вопросу, Национальное Собрание постановляет, что сбор десятин должен быть продолжен».

Короче говоря, 5-я статья так называемого «Декрета об уничтожении феодальных прав и привилегий» отменяет все десятины, за исключением всех десятин; а те десятины, которые не попали в список всех десятин, объявляет обязательными к исполнению.

Или вот ещё пример: 7-я статья устанавливает, что муниципальное правосудие отныне будет осуществляться бесплатно; но при этом муниципальные судьи продолжат получать вознаграждение из прежних источников.

Каково, а? Сообщить французам, что теперь они могут не платить за свои судебные разбирательства — и тут же уточнить, что платить всё-таки придётся, так как судей всё же необходимо содержать.

Однако, лично моей любимицей является 13-я статья декрета, которая упраздняет любые денежные сборы в пользу священников высокого сана — за исключением тех случаев, когда эти сановники нуждаются в деньгах.

Это примерно то же самое, как если ввести наказание за изнасилование — за исключением тех случаев, когда насильник испытывал сексуальное желание.

В общем, так называемый «Декрет об уничтожении феодальных прав и привилегий» от 11 августа 1789 года все привилегии, уничтожаемые в начале каждой своей статьи, к концу статьи уже непременно восстанавливал.

Этот декрет даже можно считать шедевром популизма: в нём обещается всё, но при этом не обещается абсолютно ничего.

Каждая его статья юридически ничтожна, то есть — бессмысленная.

И поэтому точно такой же бессмысленной является и его статья №1, которая «полностью уничтожает феодальный строй». Ведь на самом деле всё, что можно назвать имеющим отношение к так называемому феодализму, уничтожалось и практически было уже уничтожено конкретно во Франции задолго до 1789 года.

Кстати, обратим внимание на такой нюанс: феодалами называются те, кто пользовался земельными участками (феодами, или фьефами) на условиях службы действительному владельцу земли — сеньору, или лорду. Поэтому выражение «власть феодалов», которое можно встретить в учебниках по истории, по сути означает «власть подчинённых», что есть — оксюморон в самом плохом смысле этого слова.

Так вот, на самом деле феодальные порядки во Франции разрушались долго и планомерно в течение нескольких столетий.

В чём суть феодализма? В том, что каждый владелец земельного участка является суверенным в пределах своего участка: то есть, самостоятельно устанавливает свои правила, и самостоятельно требует их соблюдения от прочих обитателей своего участка. Кроме того, феодальная экономика также является самостоятельной, то есть самодостаточной.

В таком случае, кто является первейшим врагом феодальных порядков?

Можно предположить, что таковыми являются те, кого феодалы угнетали, то есть — подчиняли своим собственным правилам. Однако, простые селяне и горожане, как сильно ни угнетали бы их феодалы, бо́льшую часть времени обыкновенно мирились со своей участью, в чём легко можно убедиться, ознакомившись с хронологией различных восстаний.

Поэтому на самом деле первейшим врагом феодалов были те, которым, наоборот, не хотели подчиняться феодалы — то есть централизованное государство.

А самым централизованным государством Западной Европы с давних времён была именно Франция. Поэтому именно французские короли прилагали массу усилий, чтобы уничтожить в своей стране феодальные порядки.

Например, король Людовик IX Святой ещё в 1254 году значительно урезал суверенные права французских баронов, разделил королевство на двадцать округов, и назначил главами местных администраций королевских чиновников — бальи.

Начиная с 1262 года тем же баронам было запрещено бить собственную монету, а с 1266 года вводится первая единая денежная единица Французского королевства — гро турнуа.

Начиная с 1292 года во Франции действует всеобщее налогообложение: города платят процент с оборота их рынков, бароны платят сотую долю своего имущества, простолюдины платят «с очага». Получающая десятину от своих прихожан церковь сама облагается королевской десятиной, что приводит к затяжному конфликту с Римом, вылившемуся в последующее Авиньонское пленение пап.

Собственно говоря, борьба с феодализмом во Франции длилась всё время, начиная с момента возникновения французского государства на основе королевства франков. И логичным завершением этого процесса, судя по всему, можно считать 1626 год, когда правительство кардинала Ришельё наконец-то занялось разрушением баронских крепостей внутри страны.

Арма́н Жан дю Плесси́, герцог де Ришельё — знаменитый борец с феодализмом во Франции.
Арма́н Жан дю Плесси́, герцог де Ришельё — знаменитый борец с феодализмом во Франции.

Известный французский историк Марк Блок (1886-1944) по этому поводу справедливо заметил: «Начиная с середины XIII века европейские общества решительно отошли от феодальной модели».

Поэтому приснопамятный декрет от 11 августа 1789 года и на этот раз также оказался образцом популизма: он громогласно «уничтожил» то, что конкретно во Франции было давным-давно уже уничтожено.

Что же получается, как говорится, в сухом остатке? Во-первых, очевидно, что Великая французская революция 1789 года имела несколько иные причины и цели, чем те, о которых нам рассказывают учебники по истории.

Во всяком случае, к моменту начала революции ни о каком феодализме во Франции и речи не было — о чём нам однозначно сообщают всё те же французские словари.

Кроме того, как мы уже выяснили ранее, высшие сословия во Франции Старого режима жили не настолько великолепно, а низшее сословие — не так уж и плохо, как нам опять-таки рассказывают учебники по истории.

Всё это свидетельствует о том, что когда-то была проведена масштабнейшая информационная операция прикрытия, имеющая целью внушение нам ложных стереотипов, которые до сих пор скрывают от взора общественности истинные причины событий 1789-1800 годов во Франции, которые в свою очередь оказали огромное влияние на дальнейшую мировую историю.

И чем дольше мы живём во власти подобных ложных стереотипов — тем дальше мы от понимания не одной только истории, но также и происходящего сейчас вокруг нас.

Впрочем, не верьте мне на слово, а лучше — перепроверьте всё сами.

___________________________________________________________________________________

Материал предоставлен каналом «Миростолкновение» — подписывайтесь, чтобы вовремя узнавать интересное.