Потребительский маркетинг – это комплекс действий и мероприятий, направленных на прямое знакомство потребителя с брендом и, как следствие, на стимулирование продаж непосредственно в торговой точке. В основе данного вида маркетинга – ненавязчивое вежливое общение с клиентом и предложение попробовать продукцию.
Потребительский маркетинг (B2С-marketing) — это совокупность действий и методов, которые используются с целью донести до потенциального клиента информацию о бренде. Предпринимаемые меры увеличивают количество продаж товаров и заказанных услуг.
Специфика потребительского маркетинга
А) Ориентация на целевую аудиторию
Механики, применяемые в потребительском маркетинге, лучше любого другого вида рекламы способны установить коммуникацию непосредственно с вашей целевой аудиторией.
Б) Диалог с потенциальным потребителем
Главная особенность потребительского маркетинга – это прямой контакт целевой группы с товаром.
В) Локализация решения задач
Многообразие промоушн акций способствует решению приоритетных задач в локальных объемах
Залог успеха потребительского маркетинга
Потребительская концепция маркетинга начинает создаваться в обстоятельствах, когда на рынке появляется большой спрос на определенную продукцию. Для успешного ведения бизнеса компаниям необходимо ориентироваться на удовлетворение нужд и потребностей покупателей.
Главная задача производителя — удовлетворять потребности своих клиентов. Поэтому руководство коммерческих организаций при необходимости вносит изменения в деятельность компании, чтобы она стала способна удовлетворять запросы клиентов. Хорошим примером такого подхода служит ситуация с пандемией, когда предприятие из промышленной сферы начало выпускать защитные маски для лица.
Потребительская концепция основана на 3 принципах:
1. необходимость удовлетворять запросы ЦА;
2. интеграция внутренних процессов компании;
3. нацеленность на успех в долгосрочной перспективе.
Эти принципы маркетинга реализуются через следующие функции:
· Аналитика – исследование продукции, рынка, его потребителей, конкурентов компании, ее внешних и внутренних условий существования.
· Производство – внедрение новых технологий, организация управления деятельностью и качеством продукции.
· Сбыт – организация оборота, управление ценовой и товарной политикой.
· Управление – контроль и стратегическое планирование деятельности компании.
Все функции, так или иначе, связаны с потребительским маркетингом, где ведущую роль играет прямой контакт с потребителем, позволяющий анализировать и совершенствовать производство продукции, а также увеличивать товарооборот и объем продаж.
Концепция потребительского маркетинга дееспособна на всех типах рынков. Необходимых целей можно достичь, используя ресурсы исследования спроса и предпочтений покупателей. После этого можно адаптировать производство под востребованную продукцию.
Для этого нужно:
· Исследовать спрос на продукцию и ее потребителей.
· Изучить деятельность компании конкурентов.
· Использовать результаты исследований для производства продукции.
После изучения целевой аудитории и ее реальных потребностей необходимо сформировать перечень ее потенциальных пожеланий. То есть, таких потребностей, удовлетворение которых тоже может стать актуальным. Например, смартфон — это реальная нужда, а аксессуар для него — потенциальная.
Недостаток потребительской концепции маркетинга в том, что могут возникать конфликты между стремлением компаний удовлетворять желания клиентов и идеей благополучия социума в будущем (такие ситуации возникают, например, на рынке табака, алкоголя и т. п.). Коммерческие организации в своей политике часто ориентируются на сиюминутные потребности людей, что в определенной степени приносит вред обществу.