Найти тему
Фрекен Book

Тиресий

В древнегреческих мифах встречается много странных персонажей, но наш герой, пожалуй, мог бы претендовать на звание одного из самых необычных. Прорицатель Тиресий отличается от своих "коллег" тем, что известен не своими предсказаниями, а тем что был... женщиной. Да-да, был такой удивительный факт в его биографии.

Говорят, что в юности он встретил спаривающихся змей и ударил их посохом, после чего сразу превратился в женщину. В таком состоянии он пробыл семь лет, пока однажды ему не повезло снова встретить тех же змей за тем же занятием. Резонно рассудив, что клин клином вышибают, Тиресий снова ударил их посохом и превратился обратно в мужчину. Вроде бы всё закончилось хорошо, но это приключение имело для него роковые последствия.

Однажды верховные боги Зевс и Гера поспорили. Споры между ними, как, наверное, и между всякими супругами, возникали очень часто, но в этот раз предмет спора был необычным: они пытались выяснить, кто получает большее наслаждение при половом акте. И тут они вспомнили про Тиресия. Кто мог лучше разбираться в этом вопросе, как не человек, который побывал и мужчиной, и женщиной. Положение Тиресия было ужасным: чью сторону не прими, всё выходило плохо. И он сделал единственное, что мог: честно признался, что женщина получает гораздо большее наслаждение, чем мужчина. И тут же, естественно, получил по заслугам. Разгневанная проигравшая Гера лишила его зрения, зато довольный Зевс подарил ему дар прорицания и увеличил в несколько раз продолжительность его жизни. Вот и вопрос: надо ли ему это всё при отсутствии зрения? В общем, вывод такой: если увидите спаривающихся змей, обходите их стороной. Впрочем, и от богов стоит держаться подальше. На всякий случай.

Есть и ещё одна, более благопристойная, версия того, как ослеп Тиресий. И опять, по иронии судьбы, виновницей этого оказалась разгневанная богиня. По этой версии, Тиресий случайно подглядел за купающейся Афиной. Афина была скора на расправу и моментально лишила Тиресия зрения. Но потом она, видно, поняла, что погорячилась, и компенсировала ему слепоту даром прорицания (не отменять же собственный приказ).

В общем, как бы то ни было, Тиресий не мог видеть, но мог предвидеть. Чем, собственно, он и занимался всю оставшуюся жизнь. И даже дольше: Одиссею он предсказал судьбу, уже находясь в царстве мёртвых.

Но самую важную роль он сыграл, конечно, в судьбе злосчастного царя Эдипа. Именно Тиресий открыл ему правду о том, что тот убил своего отца. Но это, как говорится, совсем другая история.