Оракул потянулся и сорвал персик с верхушки дерева. Он прекрасно чувствовал, как в ногах отдаётся вибрация поспешных шагов. И по походке даже узнал того, кто к нему направлялся. Но как учил его прошлый Оракул, важное срочным не бывает. А потому, что бы за весть ни нёс спешащий к нему учёный, это может подождать до конца обеда.
Похоже, Учёный наконец усвоил эту идею. Чем ближе он подходил, тем медленнее и тактичнее становились его шаги, пока наконец не остановился. Должно быть, Учёный считал, что почтительно выжидает, когда на него обратят внимание. Но Оракул слышал, как гость сопит, нетерпеливо раскачивая носом, переминается с ноги на ногу.
Наконец Оракул не выдержал:
‒ Ваш клуб самоучек совершил очередной прорыв… ‒ начал было он. Но закончить ему не дали.
‒ Так вы видели, да? Вы видели, чем наше открытие обернётся в будущем?
Оракул тяжело вздохнул и повернулся к Учёному. Протянул ему так и не надкушенный персик. Учёный тут же сунул его в рот, почти не обратив внимания на жест благоволения.
‒ Нет, Учёный, я ещё не видел никаких последствий ваших изысканий. Зато слышал, что ты несёшься ко мне, как ребёнок, впервые схвативший что-то с земли и стремящийся похвастаться родителю. И я очень надеюсь, что ты мне принёс хотя бы не высохшую какашку. Пусть это будет хотя бы занятный камушек.
Учёный обиженно оттопырил нижнюю губу.
‒ Ладно, рассказывай, что там у тебя, ‒ смягчил тон Оракул.
Обида тут же исчезла с лица Учёного. Он нетерпеливо отбросил в сторону рыжую чёлку. В его глазах появился блеск, а в голосе азарт.
‒ Мы поняли, что вот те звери, которые живут на деревьях… Ну, у которых все четыре лапы ‒ это руки, ‒ добавил учёный, видя непонимание во взгляде Оракула.
‒ Да, я понимаю, о ком ты, ‒ прогудел Оракул, торжественно поднял хобот и развёл уши. ‒ Есть одна притча о четырёх мудрецах, которые пытались понять природу этого зверя. Первый мудрец потрогал его ногой и сказал, что этот зверь похож на лепёшку. Все остальные тоже потрогали его ногой и согласились с первым мнением.
Учёный почтительно выдержал паузу, изобразив задумчивость, как следовало сделать при изречении древней мудрости. Но стоило положенному по этикету мгновению молчания пройти, затараторил вновь:
‒ Да, да, речь про них. Так вот, мы заметили, что они своими руками могут подбирать всякие вещи и делать ими другие вещи.
‒ Звучит как бред. Вещи чтобы делать вещи? Ты ещё скажи, что вещи для этих четырёхруких будут иметь ценность сами по себе, ‒ недовольно прорубил Оракул и вдруг осёкся. Но Учёный не заметил его замешательства.
‒ Нет, нет, им пока не хватает мозгов, чтобы осознать идею ценности. Но это мы и хотим изменить. Собственно, методика та же, что и в прошлых проектах. Простая селекция. Отбираем самых умных из этих… Мы, кстати, назвали их человеками. Там забавный каламбур, я потом расскажу. Так вот, отбираем самых умных по признаку обращения с орудиями, селим их в пещеры…
‒ Это будет концом нашей цивилизации, ‒ мрачно изрёк Оракул.
Повисла тягостная тишина. Два мамонта смотрели друг на друга. И вдруг Учёного прорвало:
‒ Да почему? Что у тебя за мрачные видения вечно? ‒ молодой мамонт даже не заметил, как перешёл на “ты”. ‒ Выкорчёвывать деревья, чтобы их сажать ближе друг к другу ‒ конец цивилизации…
‒ Потому что через три поколения из-за этого появятся леса, а мы в лесу жить не можем, ‒ проворчал Оракул.
‒ … перекрывать реки, чтобы получались озёра ‒ конец цивилизации… ‒ не унимался Учёный.
‒ От этого над новыми озёрами будут расти облака, их станет отгонять на север, и однажды оттуда поползут льды, ‒ терпеливо пояснил Оракул.
Учёный только раздражённо мотнул хоботом и повернулся спиной к Оракулу. Старый мамонт недовольно мотнул ушами, но сделал шаг к собеседнику и примирительно потрепал его по холке.
‒ Ну хорошо, и чем же так гибельно выведение рабочих человеков? ‒ всё ещё раздражённо спросил Учёный.
Оракул открыл было рот, чтобы разъяснить Учёному последствия того открытия, что он сделал со своими товарищами. Но вдруг старому мамонту пришла в голову новая мысль. И вместо прямого ответа он спросил:
‒ Ты помнишь, на чём основывается наш прогресс?
Учёный нетерпеливо мотнул ушами.
‒ Конечно. В последовательном накоплении знаний.
‒ А почему это накопление возможно?
‒ Потому что мамонты ничего не забывают. И достаточно, чтобы учитель рассказал ребёнку то, что знает сам, чтобы он запомнил мудрость прошлых поколений и решил, в какую сторону хочет развивать комплекс знаний мамонтячества.
‒ Прекрасно, ‒ Оракул вновь потянулся к дереву и, сорвав персик, наградил им учёного. ‒ А теперь скажи, вот эти твои человеки обладают такой же способностью?
‒ Нет конечно. И человеками они только станут. Пока это обезьяны…
‒ Неважно, ‒ прервал его оракул. ‒ Важно другое. Когда вы выведете породу умных человеков, они захотят тоже сохранять знания. Но у них нет памяти мамонтов. И потому они придумают письменность.
‒ Что придумают? ‒ не понял Учёный, но Оракул только неопределённо махнул хоботом.
‒ Не суть важно. Письменность ‒ это такие смешные картинки с лицами человеков с разными выражениями. По крайней мере, так она выглядит в будущем. Так вот, они станут сохранять знания. Но когда ребёнку всё рассказывает учитель, он расставляет как нужно акценты. Они же будут сохранять только факты. А факты очень просто исказить, тебе ли не знать.
Учёный вновь повернулся к Оракулу. На его лице читался испуг.
‒ И они что, будут копить ошибки знаний от поколения к поколению? Но они же так дойдут…
‒ Да, до поклонения тому, кто вызывает у них страх, ‒ мрачно закончил Оракул.
‒ Но… Мы не позволим им! ‒ в возгласе Учёного сквозила надежда на простое решение.
‒ К тому времени они уже нас всех убьют и съедят.
Учёный ошарашено смотрел на оракула.
‒ И вы так спокойно говорите об этом?
‒ Да. Потому что в будущем я вижу только гибель цивилизации мамонтов. Похоже, это не изменить. И потому я даю тебе с товарищами разрешение воплотить эту вашу идею.
‒ Нет! Нет, теперь мы не станем!
‒ Видимо, кто-то всё-таки станет. Кто-то уведёт часть этих ваших человеков на жаркие юга и там осуществит проект.
Молодой мамонт в ужасе попятился от открывшейся перед ним перспективой.
‒ Не переживай. Всё это случится ещё через много поколений, ‒ Оракул ободряюще потрепал кончик хобота Учёного.
Тот медленно кивнул, но тут же нервным жестом взъерошил шерсть у себя на голове.
‒ Но… Вы правда это видите? Вы правда видите будущее? Каково это?
Оракул ухмыльнулся в бивни. Всё-таки Учёный не перестал быть собой даже пред лицом краха всего известного ему мира. Пытливый ум продолжал искать ответы. И, что гораздо важнее, новые вопросы.
‒ Да. Я бываю в далёком будущем. Я живу там вторую жизнь. В теле одного из обитателей того времени.
‒ И какое оно?
‒ Странное. Там все лысые. Мамонты утратили шерсть. И даже имя. В том времени нас зовут слонами.
‒ А тот слон, в котором вы там живёте…
‒ А я не говорил, что вселяюсь в слона. Я живу там в одном из этих ваших человеков. И как раз управляю ватагой тех, кто делает письменность.
Автор: Игорь Лосев
Больше рассказов в группе БОЛЬШОЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ