Повести Василя Быкова читать тяжело. О нет, дело не в авторском слоге - он превосходен. Чтение произведений Быкова - это всегда душевная боль. Настолько все правдиво, "взаправдишно" написано, что проживаешь с героями - хорошими и не очень - каждую минуту их жизни.
То с презрением смотришь глазами немецкого офицера на пропахших мочой и потом заключенных концлагеря, то словно лежишь на альпийском лугу, вдыхая пряный запах неведомых альпийских трав, задыхаясь от усталости, а в ушах сквозь звон слышится далекий лай собак.
То, словно обезумев, ведешь за собой погоню, указывая, где беглый русский, у которого еще много еды. А на вершинах гор, прорезающих облака, снега скрывают бездонные пропасти.
Иван не должен был бежать, ему отводилась иная роль. Но случилось то, что случилось, и беглец, завладев пистолетом, оказывается на свободе.
Это не первый побег. В прошлый раз Иван дошел до Родины, но свои же сдали фрицам. Когда читаешь эту сцену, испытываешь самые противоречивые чувства. И, вроде, понимаешь хозяев, и думаешь, что был, дескать, шанс, что староста просто грозит. Читаешь и знаешь, что сдадут хозяева, не могут не сдать. А все равно надеешься.
И вот еще один побег. И, вроде бы, простой план: добраться до итальянских или югославских партизан, вступить в отряд. Вполне осуществимый план.
Но, как это часто бывает, жизнь вносит свои коррективы. И вот попутчицей Ивана становится итальянка Джулия. Обуза. Но и самая светлая любовь, которой может быть удостоен человек.
А еще безумный узник - злой рок Ивана и Джулии...
На что человек готов ради свободы? И как поведет он себя, оказавшись загнанным в угол?
Финал предсказуем, как только узнаешь о единственном пути, перекрытом фрицами, и уже ни на что не надеешься. Тем пронзительнее строки письма из Италии в конце повести. Вроде, нет в них ничего особенного, а заново переживаешь сцену у обрыва и начинаешь верить в светлое завтра.
И в этом несомненный талант Василя Быкова - в умении так задеть человеческие чувства, что долго потом покоя не находишь.
Рекомендую!