Найти в Дзене

Ответственность за изменения. Часть 1 Что если «глубоко внутри» я не хочу меняться?

Одно время был такой анекдот: - Сколько нужно психологов, чтобы поменять лампочку? Можно попробовать догадаться или посмотреть ответ в конце текста. Давайте посмотрим из какого поля этот анекдот появляется и почему лампочке, видимо, суждено остаться неизменной. Предполагается, что для того, чтобы в психотерапии что-то происходило, человек должен этих изменений хотеть. А без этого желания – ну никак. Это только с одной стороны верно. Верно, потому что без сознательного желания действительно ничего не получится. Как минимум, до психолога нужно регулярно добираться, говорить, платить деньги. Без этих усилий и затрат едва ли можно ждать изменений. Но в анекдоте человек-лампочка дошел. И тут, в кабинете, он уже может хотеть изменений или не хотеть. При этом он сам не знает, хочет ли он. А узнает спустя время. Или не узнает. Если он годами ходит, но ничего не меняется – значит, он «глубоко внутри» не хочет изменений. Подлец такой. Эта запутанная история, которая ничего, по сути, не объясняе

Одно время был такой анекдот:

- Сколько нужно психологов, чтобы поменять лампочку?

Можно попробовать догадаться или посмотреть ответ в конце текста.

Давайте посмотрим из какого поля этот анекдот появляется и почему лампочке, видимо, суждено остаться неизменной. Предполагается, что для того, чтобы в психотерапии что-то происходило, человек должен этих изменений хотеть. А без этого желания – ну никак. Это только с одной стороны верно.

Верно, потому что без сознательного желания действительно ничего не получится. Как минимум, до психолога нужно регулярно добираться, говорить, платить деньги. Без этих усилий и затрат едва ли можно ждать изменений.

Но в анекдоте человек-лампочка дошел. И тут, в кабинете, он уже может хотеть изменений или не хотеть. При этом он сам не знает, хочет ли он. А узнает спустя время. Или не узнает. Если он годами ходит, но ничего не меняется – значит, он «глубоко внутри» не хочет изменений. Подлец такой. Эта запутанная история, которая ничего, по сути, не объясняет. Она лишь помогает психологу справиться со своей тревогой. Ну, клиент сам виноват что ничего не изменяется, а я-то делаю все от меня зависящее.

В психоаналитическом поле вопрос о том, хочет ли человек изменений, не имеет единого ответа. Человек приходит и говорит, что изменений хочет. Для психоаналитика очевидно, что при этом какая-то часть психики изменений не хочет. Иначе почему симптом вообще сохраняется? Скорее уж можно говорить о том, что некоторые изменения уже произошли и заставили человека начать работу. Подробнее о том, почему клиент изменений не хочет, в этом тексте о симптоме. А если коротко: симптом несет не только неудобства, но и выгоды; у симптома есть функция в психике; психике легче сохранить симптом, чем выстраивать что-то новое ему на замену.

Получается, у нас 2 ответа. Хочет и не хочет. Хорошая новость в том, что совпадение этих желаний для психоаналитической работы не требуется. Разница этих желаний, как и психические конфликты в принципе — это как раз поле работы психоанализа.

В следующий раз продолжим эту тему и поговорим о странном виде ответственности, к которому едва ли где-то относятся также серьезно как в психоанализе.

Ответ на загадку:

- Всего один, если она сама хочет меняться.