Найти в Дзене
Философия и наука

О русской национальной идее⁠⁠

Оглавление

После распада СССР в ментально-идеологическом пространстве российского общества осталось пустое пространство. Раньше, мол, была какая-никакая идея, цель, стремление, а теперь что? Вроде как ничего. И с тех пор начались дискуссии о том, чем же эту пустоту заполнить, как найти новую идею, русскую идею?

В среде политиков и в широкой общественности какие только предложения не звучали. Русской национальной идей называли патриотизм, традиционные ценности, православие, борьбу с западной разрушительной повесткой и гегемонией, восстановление и дальнейшее строительство социализма снова и т.д. А что если…

Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше

А что если русской национальной идеей сделать благосостояние? Ну хотя бы для начала, на ближайшие пару-тройку десятилетий, а там видно будет дальше. Что я имею в виду? Под благосостоянием я подразумеваю создание таких условий в стране, при которых каждый гражданин будет обеспечен достойным уровнем жизни и всеми возможностями для еще большего улучшения этого уровня и своего всестороннего развития в соответствии со своими способностями и устремлениями. Каждый человек должен иметь действительно достойный уровень жизни прежде всего, а дальше пусть люди сами решают, что им интересно, что важно, что в приоритете. Люди не стадо баранов. Их не нужно сплачивать в некий союз ради достижения чего-то общего. Им нужно дать просто нормальную жизнь. Взрослый человек, обеспеченный достойным уровнем жизни и многообразием возможностей, далее сам разберется, на что ему потратить свою жизнь: заниматься бизнесом, наукой, работать по найму, творить, инвестировать, учить или лечить.

Экономика в основе всего, нравится ли вам это или нет

Не стоит думать, что здесь я просто выступаю против всего плохого и за всё хорошее. Я опираюсь на данные общественных наук. Часто можно слышать, что революция нужна не в политике, а в голове. Однако людей нельзя просто взять и перевоспитать определенными речами из телевизора и на "Разговорах о важном" в школе, если эти люди живут в материально неблагополучных условиях. Наш мир – это не путешествие на единороге по радуге. Это суровое и вполне материалистичное место. Если ты не ешь, ты умираешь. Если плохо спишь, то начинаешь хуже соображать и работать. Если живешь в перманентном стрессе, то жизнь становится как будто бы отравленной.

Менталитет, духовность, культура – это крыша дома. Прежде чем строить крышу, нужно заложить фундамент. Всё начинается с экономики. Нас долго в той или иной степени учили презирать частную собственность, однако на определенном историческом этапе развития общества, частная собственность и частная инициатива в целом играют огромную роль. Люди как социум в целом обязательно должны пройти через стадию благоденствия и обладания частными благами.

Если ребенок растет в хрущевке или общежитии, где у него нет своей комнаты, куда никто не может войти без стука, он вырастает пассивным и безынициативным, он утрачивает чувство собственной субъектности: ему нигде нет места, он нигде не может остаться наедине со своими мыслями и переживаниями, он везде слышит, как ругаются родители, он чувствует тревожность, не имея своего угла, и с годами эта фоновая тревожность становится нормой.

Социум, в котором есть возможность зарабатывать и приобретать собственность, взращивает граждан с чувством собственной субъектности: это моё, я это заработал, я имею свой угол, я имею свою дело, я могу, я делаю. Когда этого нет, люди пассивны и напуганы. Когда экономика богата и развита, люди инициативны и деятельны. Так формируется средний класс, как основа гражданского общества.

Экономика формирует социальные отношения

Гражданское общество – это общество инициативных граждан, которые могут решать и знают как решать различные проблемы своего двора, квартала, района, города, страны. Они не говорят, что всё прогнило и всё бесполезно. Они объединяются и защищают свои права, они умеют требовать, умеют отстаивать свое и добиваться реальных мер от местных и общегосударственных властей. Почему? Как раз именно потому, что для этого есть экономический базис, поощряющий инициативу и предприимчивость, есть, что терять, есть, что защищать, есть, что отстаивать.

Социально-экономический базис формирует политические отношения и культуру

В обществе с развитой экономикой и прочным средним классом естественным образом формируется более высокий уровень политической и правовой культуры. Люди изучают законы и участвуют в политике, потому что умеют быть деятельными и понимают, что действительно могут что-то изменить в жизни своей страны. Они уважают закон и требуют того же от других.

И вот только тогда, когда сложились все эти факторы: сильная экономика, дающая возможность работать и зарабатывать всем, мощный средний класс, высокий уровень политической и правовой культуры (и всё именно в таком в порядке), вот только тогда и меняется по-настоящему менталитет, происходит революция в головах.

Вот почему, как говорил К. Маркс, капитализм есть мать коммунизма – потому что капитализм должен научить людей, что значит жить и зарабатывать достойно, проявлять инициативу, бороться за свои права, объединяться в партии и профсоюзы, соблюдать законы и требовать того же от властей всех уровней, развивать независимые СМИ и т.д.

Чем слабее экономика и пассивнее люди, тем авторитарнее политический режим. И наоборот: чем больше возможностей в экономике, тем активнее социум, тем более демократичными становятся политические отношения.

Сначала благосостояние, достойный уровень жизни и только потом всё остальное. Сначала человек должен быть уверен, что если он будет работать, он будет и зарабатывать и сможет обеспечить достойный уровень жизни своим детям и никто не посмеет посягнуть на то, что по праву принадлежит ему, и уже потом можно будет поговорить о высоких идеях, великих целях и прочем.

Нам есть чему поучиться и у "загнивающей Европы"

На ютубе есть ряд видео, где иностранцы из Европы и США рассказывают о том, как им хорошо живется в России. В комментариях люди подтверждают, что в России действительно лучше, чем на Западе и порой приводят такие аргументы, что мол, вот в Швейцарии или Италии даже нельзя шашлык пожарить без согласования с соседями на своем участке в частном доме, а если громко включишь музыку, то тут же приезжает полиция и ты платишь огромный штраф, а в Австрии даже смывать нельзя по ночам, так как звук смыва мешает спать соседям, а в Чехии стоит только закурить за углом, никому не мешая, как тут же первый же прохожий вызывает полицию, так как курить в общественных местах нельзя по закону.

Все эти факты приводятся как показатель абсурдности европейских ценностей. Но может быть всё как раз наоборот? Может быть не слушать музыку слишком громко, да еще и по ночам из уважения к соседям – это как раз норма, а наплевав на все законы долбить перфоратором в выходные и праздники – вот это признак низкой культуры и отсталого менталитета? Может не курить втихаря там, где нельзя курить по закону – это как раз правильно, а плевать на эти самые законы и всех окружающих – нет? Может быть в согласовании своих застолий с соседями и уважении к тишине, порядку и законности нет ничего плохого и абсурдного?

Человек, который никогда не жил хорошо, не жил в условиях правопорядка, инициативы, ничего не имел, а наоборот всю жизнь провел в неблагополучных кварталах, где опасно, тревожно, окружение спивается, снаркоманивается и уезжает в места не столь отдаленные, а в хрущевке слышно всё, что делают соседи на 5 этажей во все стороны, привыкает к этому как к норме. Привыкает к пассивности и безысходности. Но это не норма.

Норма – это свобода самовыражения и саморазвития, высокий уровень жизни, доступность материальных благ, делающих быт действительно комфортным. Норма – это уважение к закону, его соблюдение и умение бороться за свои права. Норма – это возможность не быть подавленным и социально кастрированным. Норма – это высокий уровень жизни и благосостояния в целом.

Нищета - не повод для гордости

Только через создание общества такого типа, мы сможем по-настоящему выйти на новый уровень развития. На самом деле даже коммунизм, о котором писал К. Маркс, может быть возможен только если общество реализовало и прожило стадию благосостояния, описанную выше, стадию уважения к частной жизни, частной собственности и правам. Но даже и без коммунизма нет никакого смысла говорить ни о духовности, ни о патриотизме, ни о каких высоких идеях, если люди живут, еле еле сводя концы с концами.

Так почему бы не сделать национальной идеей России именно эту идею? Идею всеобщего благосостояния. И стремиться к этому благосостоянию как к цели. А дальше пусть каждый человек, будучи взрослым и осознанным, сам для себя решает, во что верить и кем быть, православным или коммунистом, бизнесменом или ученым, спортсменом или врачом-бюджетником.

Не говорите, что людям никогда не стать осознанными и ментально взрослыми. В некоторых странах, типа Канады, например, фермеры оставляют овощи у дороги и подписывают цену, сами уходят. Люди берут сколько им надо, деньги оставляют рядом. Всё начинается с мелочей: с того, была ли у вас своя собственная комната, куда никто не смел войти без стука или ваша частная жизнь и права с самого раннего детства грубо пренебрегались родителями, другими родственниками, учителями и прочими агентами социализации, имели ли вы с детства и в подростковом возрасте карманные расходы, возможность подрабатывать и покупать то, что вам нравится в свое удовольствие или были вынуждены мириться с нищетой и серыми кварталами, где даже некуда сходить для культурного досуга при всем желании, имели ли вы положительный опыт отстаивания своих прав или вас с детства приучили, что «всё куплено», «ничего не изменить», «сиди и не высовывайся», заставляли ли вас, в конце концов, насильно есть то, что вы не хотите или к вашим желаниям и потребностям внимательно и с уважением прислушивались с самого детства?

Слово «либерализм» стало у нас почти ругательством. Однако в ценностях классического либерализма нет ничего плохого. Нет ничего плохого в том, чтобы иметь высокий уровень жизни, уважать свою свободу и права других. И наоборот: нет ничего хорошего в том, чтобы жить в нищете и гордиться этим. Так в чем проблема сделать всеобщее благосостояние национальной идеей? Я не понимаю.

Мой философский канал

Выпуск данной статьи поддержали: