Найти тему
Субъективный путеводитель

Князь и батрак жили в одинаковых хатах... Какими были черкесские аулы в дорусские времена?

Путь к знаменитым водопадам Руфабго, что в горах Адыгеи, начинается за поляной с парой кафешек (или скорее наспех сколоченных лавок) адыгейской кухни расположилось "Адыгское подворье" - как бы не единственный на 4 адыгских народа России этнографический музей под открытым небом:

Адыгская сакля невзрачна, но в этой невзрачности - особая красота специфического горского образа жизни. Более всего черкесы известны окрестным народам как разбойники и работорговцы, в чём помогали им знакомые по Армавиру черкесогаи - адыгоязычные армяне, между воинам-уорками и крестьянами-тфокотлями занявшие нишу купцов.

Однако накануне Кавказской войны десяток адыгских племён суммарно насчитывал от 400 тысяч до миллиона человек - одним разбоем тут не прокормиться! Мирное хозяйство горцев ассоциируется, конечно же, со скотоводством, и адыги действительно разводили баранов, быков и коней. Причём - весьма обильно разводили: так, в конце 18 века только для объёма экспортированной черкесами шерсти требовалось не менее 6 миллионов голов овец.

Но в первую очередь адыги жили древним, почти немыслимым в 18-19 веках видом хозяйства - кочевым земледелием. Они сеяли полбу, ячмень и овёс, изредка - пшеницу и кукурузу, но в первую очередь - просо, которого вывели 9 сортов. Для вспашки полей адыги использовали гигантские колёсные плуги, в которые запрягали несколько быков, но найдя подходящее поле, его обрабатывали несколько лет, а затем оставляли диким травам.

Рано или поздно черкесы, конечно, возвращались на переложные участки, да и сады и виноградники (а вино черкесы в доисламскую эпоху пили!), иногда тянувшиеся на километры, с собой не унести. Однако, особенно если добавить сюда бесконечную войну адыгских племён за лучшие угодья, каждый хабль (хутор одного рода) и куаже (селение нескольких родов) редко дольше нескольких лет стоял на одном месте.

Что и определило горское зодчество: адыги кочевали слишком медленно для юрт и слишком быстро для капитальных домов. Турлучная сакля без фундамента, дощатый амбар на ножках, скотный двор да плетень вокруг - вот и вся адыгская архитектура.

Оборонное зодчество сводилось к дозорным вышкам, покойников в доисламскую эпоху хоронили на ветках (совсем как у многих народов Сибири!), а молились горцы тогда у дерева или скалы - Хабза, их жизненный кодекс от вероучения до этикета, не допускала общения с высшим силами в каменных стенах.

-2

Черкесы не знали дворцов, а главным украшением их интерьеров служило оружие: гордый пши (князь) в серебре и золотом шитье жил в примерно такой же турлучной сакле, что и последний лагунапыт (батрак).

В селениях строили продолговатые дома из ряда комнат с отдельными входами и очагами - чаще всего это были мужская и женская комнаты (не только спальни, но и мастерские) и кухня, в которой ночевали старики. День они проводили в хэчэше - кунацкой, самой чистой и богато обставленной комнате для гостей по центру или в отдельном домике напротив.

Особое место занимала пшашауна - комната девушки на выданье, на порог которой приезжали женихи. В комнатах этих стояла лишь лёгкая мебель, самым ценным предметом которой считался анэ - круглый трёхногий столик. Самым распространённым украшением служили пуаблэ - рогозные циновки, иногда с каким-нибудь узором.

Здесь на фоне такой висят щичепшин (смычковый инструмент) и пхачич (трещётки), равно как и у другой стены - пастуший рог на фоне бурки. В углу же, почти на уровне пола, располагался очаг под куполообразным дымарём, и настоящей святыней дома, его константой, считалась зи - висящая в нём цепь.

На ней давались клятвы, к ней не должен был прикасаться чужак, а из сакли зи выносили с одной-единственной целью - построить вокруг неё другой дом.

-3

Апофеоз недолговечного горского зодчества - плетёные хозпостройки на заднем дворе. И в этом всём есть особая суровая романтика уорк-хабзы, Правды Воина, который ни к чему не привязывается и ни за что не цепляется. Даже сыновей уорк отдавал на воспитанию аталыку из вассалов или младших друзей, чтобы не иметь с ними эмоциональной связи и оставаться для них лишь далёким идеалом.

Однако в итоге вся эта философия сыграла с черкесами злую шутку: в отличие от тех же вайнахов, которых в 19 веке было меньше вчетверо, адыги оставили на Кавказе и где бы то ни было слишком мало материальных следов...

-4

Адыгское подворье продолжает Адыгский родовой лес: ислам пришёл сюда пусть крепко, но - совсем недавно, в Кавказскую войну стараниями турецких эмиссаров и наибов имама Шамиля. Прежде Черкесия отличалась совершенно неожиданной в её воинственном укладе веротерпимостью, где рядом жили православные (джерыдже), католики (ферренкардаши), мусульмане (вернувшиеся с Ближнего Востока мамлюки и их родня), но в первую очередь - адепты религии Хабза.

Её вершиной был Тхьа - всемогущий, вездесущий, непознаваемый и не имеющий облика бог-демиург, который сотворил мир, но не вмешивается в его жизнь. Ниже стояли боги, имеющие облик, в основном покровители чего-то: Уашхо не давал небу упасть, Кадис держал в берегах море, Ахин хранил коров, Емишь - овец, самый чтимый из богов этого ранга Тлепш давал людям огонь и металл, а Тхагалетш ведал хлебами.

-5

Впрочем, за неимением письменности и изображений все классификации адыгских богов - фолк-история: тот же Уашхо известен в первую очередь по восклицаниям вроде "О, небо!". Иные боги явно заимствованы из греческих мифов, тенгрианства, зороастризма, но логика тут проста: если божество имеет облик - значит, адыги прежде его не знали, а если не имеет - значит, это другое имя Тхьа, и тут ко двору пришлась концепция Аллаха. Но самой красивой идеей религии Хабзы был, пожалуй, загробный мир без рая и ада, где каждую пса (бессмертную душу) посмертно судил весь род.

Молились черкесы у священных скал и в священных рощах... впрочем, прошедшее время тут не совсем верно: и в наши дни к черкесской религии себя причисляет от 1 до 4% адыгов, а в глухих аулах порой проводятся древние обряды с раздачей мяса жертвенных животных беднякам. И вот в 2008 году основатель всего этого великолепия, майкопский меценат и популяризатор адыгской культуры Мурат Фицевич Бибов попытался воссоздать такую рощу - каждое дерево в ущелье Руфабго освящено в честь определённого рода.

Под сенью священных дубов - многочисленные инфостенды вроде постулатов Хабзы, родового древа Симбулетовых из аула Уляп или натурального справочника адыгейских тавро (родовых эмблем).

-6