Найти тему
Субъективный путеводитель

Хаджохский замок и Турецкий базар. Что осталась от самого непокорного селения Черкесии?

Над выездом из Камнномостского (у местных - Хаджоха) выше по горам Адыгеи стоит частый грохот, а в чистый воздух вторгается белая пыль. За поворотом встречает мрачный замок аварского странника Мухаммеда-Амина, что осиротел в 11 лет, но попав мюридом (учеником) к имаму Шамилю, в 1848 году уехал в Черкессию как его наместник-наиб.

Тут стоит сказать, что Черкесия тогда была самой многолюдной частью Кавказа (от 40 до 25% всего горского населения): к началу войны адыгов было вчетверо больше, чем чеченцев, так что Амина можно считать второй по влиянию фигурой той войны.

Обосновавшись в "демократической" (то есть не имевшей князя - власть тут принадлежала землевладельцам-тлекотлешам) Абадзехии, он несколько месяцев изучал своих новых подданных, а затем занялся госстроительством, организовав сеть мягкеме - аульных округов под началом муфтия и трёх кадиев (судей) с личной гвардией муртазеков.

Выделялись они без учёта традиционной родовой структуры, просто по числу сабель, которое могли выставить для войны, а обязательными атрибутами мягкеме служили мечеть, мектеб (начальная школа), суд с тюремной ямой и укрепления, строившиеся по единому стандарту - бастионы из рва и двух рядов плетней, дозорная вышка и непременно две пушки.

Абадзехия, лежавшая в самом сердце западно-кавказских гор превратилась в протогосударство со столицей в Хаджохе, и более того, хитрый наиб внедрил у черкесов то, чего тогда и в России-то не было - пусть примитивное и насквозь религиозное, однако - всеобщее начальное образование! Конечно, с единственной целью - вырастить следующее поколение адыгов верными воинами газавата.

Но своими успехами наиб внёс и разлад: убыхи с Чёрного моря приняли и воспроизвели реформы Амина, но не признали его власть, а шапсуги, бжедуги да темиргоевцы и вовсе восприняли его как нового завоевателя, готового бросить старую знать на растерзание абадзехским тфокотлям (крестьянам). В Хаджохе наиб выстроил крепость.... впрочем, постойте, минуточку! Мы ведь на темиргоевском берегу!

-2

Сущность Хаджохского замка куда прозаичнее - это всего-навсего тот гипсовый завод (1928-30), к которому тянули железную дорогу из Майкопа. И грозные башни - не крепость и не тюрьма, а печи для обжига извести:

-3

Впрочем, это не делает их облик менее романтическим:

-4

Выше по склону - остатки транспортёра той же эпохи:

-5

Источник грохота же - действующий карьер, тот самый, в котором заканчивается железная дорога.

-6

И вот кадр выше - он снят уже с абадзехского берега, примерно оттуда, где и стоял когда-то настоящий Хаджох - суровая твердыня джихада. От площади с кассой Хаджохской теснины, мимо "Катюши" проезжая для внедорожников тропа поднимается, ветвясь по склонам горы Батарейка (747м), с которой открываются отличные виды Каменномоста.

-7

За горой о былом могуществе наиба напоминает своим названием живописная речка Аминовка с обилием порогов и водопадов, а завсегдатаи Хаджоха знают тропы к многочисленным скалам с чуднЫми названиями вроде Танковый Люк, Ракетная Шахта или Окно-в-Европу. Но я понимал, что туда не успею, и от "Катюши" взял на юг по улице Гоголя.

-8

Примерно в километре от околиц посёлка, метрах в ста выше по склону, встречает Турецкий базар - не поляна, а самая настоящая мощённая площадь посреди леса. Казаки считали её невольничьим рынком, куда турки и арабы добирались на свой страх и риск, сами рискуя сделаться товаром, и покупали рабов без наценок.

Я бы заподозрил тут скорее майдан наибского Хаджоха, куда Амин созывал тлекотлешей и муфтиев держать совет. Учёные, конечно, считают эту брусчатку естественной... но это ведь не значит, что человек не мог сделать тут главную площадь аула!

-9

Жившие бесконечной войной, редко задерживаясь дольше нескольких лет на одном месте, адыги в принципе не строили капитальных домов, и что гордый пши, что последний тфокотль жили в почти одинаковых турлучных хатах под камышовыми крышами.

Только у первого на стенах висело оружие, гобелены золотого шитья, трофеи набегов, а у второго - сельхозинветарь да сохнущие травы. Черкесская военная доктрина была явно наступательной - не сооружали они, в отличие от тех же вайнахов, и каменных крепостей, а уж молиться в рукотворных стенах богам, в том числе всесильному непознаваемому Тхьа, на культ которого хорошо лёг образ Аллаха, им в прямом смысле религия не позволяла.

Амин так и вовсе был больше политик, чем проповедник, и понимал, что адыгский уклад незачем ломать через колено. Шариат в его Абадзехии трактовался максимально свободно в соответствии с Хабзой (жизненным кодексом адыгов), а мечетями вполне могли служить и поляны у привычных священных дубов. Политическое чутье не подвело Амина и в финале: в 1859 году, узнав о капитуляции Шамиля, он также сложил оружие, принёс присягу русскому царю от лица абадзехов, а затем уехал в Турцию, где прожил ещё 40 лет и в 1901 году тихо умер.

Его роль в истории Черкесии вышла парадоксальной: горцы теперешней Адыгеи частью испугались усиления абадзехов и предпочли русское подданство власти наиба, а частью - сдались России вместе с ним. И хочется представлять, что судьбоносное решение Магомет-Амин принимал в окружении огнеглазых муртазеков и седобородых старейшин именно на этих камнях.