Найти тему

Мозговой штурм для развития творческих способностей детей

Оглавление

Мозговой штурм — это метод решения задачи, не имеющей единственного верного ответа. Участники мозгового штурма должны сгенерировать как можно больше идей, то есть предложить максимальное количество ответов на поставленный вопрос.

Метод применяется не только для решения профессиональных или учебных задач, но и в качестве развивающей игры. Игра эта может быть как групповой, так и индивидуальной.

Мозговой штурм развивает творческое, дивергентное мышление у детей. Кроме того, игра способствует формированию уверенности в себе, поскольку одно из её главных условий — отсутствие критики.

Почему так важно развивать творческое мышление у детей, я уже писала. Креативным людям проще достигать успеха в любой сфере.

Моему сыну очень нравится игра в мозговой штурм. Он любит находить всё новые и новые решения для одной и той же задачи. Вопросы для мозгового штурма рождаются спонтанно — когда мы, например, наблюдаем за природой, занимаемся арифметикой, читаем книгу перед сном.

Решаем мы, допустим, обычную арифметическую задачку, в которой фигурируют ёмкости для жидкости (банка, графин, стакан). По окончании работы над задачей я предлагаю ребёнку назвать как можно больше способов перенести жидкость, если под рукой нет ни банки, ни графина, ни какой-либо другой стандартной ёмкости. О, какой простор для фантазии! Жидкость можно перенести в пакете, в каске, в резиновом сапоге, в вычищенной половинке арбуза, в половинке мяча, в раскрытом зонте, в шляпе, в пластиковом чемодане и т.д.

Если вы не применяете этот метод со своим ребёнком — стоит попробовать. Чем чаще дети играют в эту игру, тем лучше у них получается. Чем больше новых идей способен сгенерировать ребёнок, тем выше шанс, что сложная задача в школе или вне её не загонит его в тупик.

Правила проведения мозгового штурма

1. Неправильных ответов не существует.

2. Количество важнее, чем качество. Нужно поощрять ребёнка производить как можно больше идей, в том числе сумасшедших, диких, абсурдных. Количество порождает качество — таков принцип, лежащий в основе мозгового штурма. Ведь чем больше идей предложено, тем выше вероятность нащупать идеальное решение.

3. Полное отсутствие критики. Принимаются любые идеи, даже те, которые выглядят глупыми и нелепыми.

-2

Примеры заданий для мозгового штурма (среди дошкольников и младших школьников)

I. Проблемные вопросы

Пусть ребёнок даёт на каждый такой вопрос как можно больше ответов, в том числе нестандартных. Надо поощрять полёт необузданной фантазии.

1. Как можно нейтрализовать солдат Урфина Джюса?

2. Если бы люди не различали цвета, как были бы устроены светофоры?

3. Какими способами можно путешествовать?

4. Фабрика мороженого анонсировала выпуск самого необычного мороженого в мире. В чем его необычность? (Если читали с ребёнком сказку «Чарли и шоколадная фабрика», стоит напомнить ему про самую необычную жвачку, которая содержала в себе обед из трёх блюд).

5. Представь сказку про городок живых снеговиков. Чем они могли бы питаться?

6. Как согреться в лесу?

7. Хозяин ресторана потребовал от шеф-повара, чтобы в меню присутствовал десертный суп. То есть такой суп, который будет подаваться на десерт. Шеф-повар в растерянности. Подбрось ему идеи десертных супов.

8. В чём много разных цветов? (Возможные ответы: коробка с карандашами, радуга, дворец семи подземных королей, драже типа m&m’s, детская пирамидка, набор игрушечных овощей и фруктов и т.д.).

9. Как братцу Иванушке утолить жажду, чтобы не пить из лужи и не превратиться в козлёночка?

10. В сказке «Цветик-семицветик» Женя разбила любимую мамину вазу. Почему эта ваза любимая у мамы? (Возможные ответы: семейная реликвия, подарил папа, сама изготовила, привезла из лучшего путешествия, это приз за победу в соревновании и т.д.).

11. Как помочь Великану прочитать книгу стандартного формата?

12. Как не заблудиться в лесу?

13. Что общего у стула и слона? (Возможные ответы: оба слова начинаются на букву С; в обоих словах 4 буквы; в обоих словах есть буква Л; и у слона, и у стула по 4 ноги; на обоих можно сидеть; если стул с кожаной обивкой, то оба покрыты кожей).

14. Как разбудить человека, который очень крепко спит?

15. Федора не ухаживала за своей посудой — та обиделась и сбежала. Почему от девочки Оли сбежали её куклы?

16. Рассеянный с улицы Бассейной надел на голову сковороду. Что ещё он мог бы надеть на голову по невнимательности?

17. Из чего ещё, кроме ореховой скорлупки, можно сделать кроватку для Дюймовочки?

-3

II. Многоцелевые предметы

Называем ребёнку любой предмет и предлагаем придумать как можно больше способов его применения.

Например, вилка. Ею можно есть, смешивать ингредиенты, расчёсывать волосы, текстурировать крем на десерте, в паре с губкой использовать как ёршик для мытья посуды, рыхлить землю в цветочном горшке, выталкивать косточки из ягод.

В сказке Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» у дяди Чарли имелось «всепревращальное полотнище», которое в разное время служило палаткой, парусом, плотом, мостиком и средством для запугивания саблезубых тигров. Удачная иллюстрация к этому заданию для тех детей, кто знаком со сказкой.

Примеры предметов для этого мозгового штурма:

  • обруч (хула-хуп)
  • сковорода
  • барабан
  • резиновый сапог
  • бочонок (в сказке Козлова ёжик и медвежонок использовали деревянные бочонки для защиты от дождя во время прогулки)
  • неработающий холодильник
  • зубная щётка
  • бахилы

III. Плюсы и минусы

Называем какое-либо обстоятельство, положение, ситуацию, явление — и предлагаем ребёнку определить его плюсы и минусы. Как можно больше того и другого.

Варианты заданий для этого мозгового штурма. Перечисли плюсы и минусы:

  • питомца в доме
  • большого количества игрушек
  • зимы
  • жары
  • отпуска у моря
  • занятий спортом
  • употребления шоколада
  • чтения книг
  • просмотра видеороликов в интернете
  • поездки на поезде
  • жизни в деревне
  • ежедневного приёма душа

IV. Синонимы

Это лингвистический мозговой штурм. Предлагаем ребёнку назвать как можно больше слов, с помощью которых можно сказать об одном и том же. Чаще всего для этого упражнения задействуют глаголы и прилагательные.

Например, какими разными словами можно описать, как кто-то идёт? Возможные ответы: бредёт, крадётся, семенит, шагает, марширует, плывёт, движется, направляется, топает, шлёпает, дефилирует.

Примеры слов для поиска синонимов к ним:

  • сказал
  • посмотрел
  • упал
  • исчез
  • милый
  • страшный
  • необычный
  • смешной

V. Идеи эпизода или сюжетного хода истории

Для этого задания хорошо использовать мягкие игрушки, фигурки животных и человечков, кукол и т.п. Можно держать образы героев в голове.

Представляем ребёнку часть истории или эпизода. Например, Зайка пришел в гости к Ёжику. Ёжик спрашивает: «Почему же ты опоздал? Я ждал тебя к семи часам, а уже почти восемь». Ребёнку нужно придумать несколько причин, по которым Зайка мог задержаться: проспал, попал в туман и заплутал, повстречал Медвежонка и заболтался с ним, убегал от Волка, доваривал морковное варенье.

Варианты заданий для мозгового штурма по сюжету истории:

  • Герои шли-шли и упали в очень глубокую яму, но выбрались. Как им это удалось?
  • Персонажи сели в лодку и поплыли. Куда и зачем они отправились?
  • Герои решили отпраздновать Новый год необычно. Как они это сделали?
  • На улице стоял чудовищный мороз. На улице в такую погоду делать нечего. Чем герои занимались дома?
  • Домик одного из героев разрушился. Как и почему это произошло?

VI. Продолжение фразы

Эта игра развивает как творческое мышление, так и речь. Озвучиваем главную часть сложного предложения, а ребёнок придумывает его продолжение (придаточную часть). Например: «Мальчик выглядел таким довольным, как будто…». Возможные ответы: его мечта сбылась, получил в подарок грузовик шоколада, выиграл в лотерею, получил пятёрку за контрольную, у него сегодня день рождения и т.п.

Варианты заданий для этого мозгового штурма:

  • Девочка была очень расстроенной, потому что…
  • Человек бежал настолько быстро, что…
  • Ученики задержались после уроков, потому что…
  • Папа купил молоток и гвозди, чтобы…
  • Доехали мы быстро, несмотря на то что…
  • На улице было так жарко, словно…