Найти тему
Живой Космос

«Кин-Дза-Дза». Фантастика или трагикомедия?

Художественный фильм режиссёра Георгия Данелия «Кин-Дза-Дза» вышел на экраны советских кинотеатров в далёком уже 1986 году. Я, как и любой нормальный советский школьник, конечно же сразу пошёл смотреть новое кино про инопланетян, поскольку не было тогда интереснее темы, чем космос и всё, что с ним связано.

Все книжные полки моей комнаты были заставлены дефицитными тогда дорогими изданиями Брэдбери, Стругацких, Азимова и других великих фантастов. Ну и не только фантастов, конечно. Здесь были Джек Лондон и Сетон-Томпсон, Дюма и Вальтер Скотт. Они появлялись на этих полках не потому, что их покупали специально для меня. Нет. Их покупали потому, что было модно и престижно иметь дома хорошую библиотеку. Кроме меня эти книги, собственно, никто и не читал.

Я был просто очарован теми мирами, которые создавали в моём воображении все эти великие люди. И именно они сформировали моё мировоззрение и отношение к этому миру. А особенно сильное впечатление я получил от «Марсианских хроник» Брэдбери. И это удивительно, поскольку этот роман не является той фантастикой в чистом виде, которую, например, писали Стругацкие. Брэдбери скорее использовал тему Марса как некую аллегорию, с помощью которой анализировал и показывал немного «сбоку» нас самих, землян.

Обложка книги «Марсианские хроники». Из открытых источников.
Обложка книги «Марсианские хроники». Из открытых источников.

Однако тогда, в силу малых лет, я этого, конечно, не понимал. Меня, в основном, очаровывал сам текст, мастерски переведённый советскими переводчиками.

Точно так же я не понял сразу и истинный посыл фильма «Кин-Дза-Дза».

Нет. Это не детский фильм. Да, детям нравятся приключения, другие миры, инопланетяне, странные космические корабли и так далее. И в фильме «Кин-Дза-Дза» всё это есть, конечно. Как и гнетущая бесплодная пустыня, которая в сочетании с очень удачным музыкальным сопровождением создала настолько уникальную атмосферу, что она остаётся со мной на протяжении всей моей жизни. А ведь прошло уже 37 лет с тех пор, как я впервые увидел эту картину.

Но только сейчас я начал понимать истинный смысл, который закладывали сценаристы этого гениального кино. Мне стало понятно, что именно авторы хотели сказать, когда речь шла о разделении людей на разные «сорта» по цвету штанов. Только сейчас я стал понимать, что на этом свете и вправду есть люди, которые получают удовольствие от того, что имеют возможность плевать сверху на чьи-то головы. Что в этом мире есть человекоподобные существа, которые ради личной выгоды могут не просто украсть, подставить или обмануть. А просто убить. Что могут быть такие места и такие ситуации, в которых будет неуютно, тоскливо и даже очень опасно.

Тот мир, в котором я жил, был для меня понятен и прост. В нём не было ничего такого, что я увидел в этом кино. В нём жили прекрасные люди - капитан Быков и другие герои Стругацких. И поэтому, несмотря на мощную запомнившуюся атмосферу картины, я слегка разочаровался, когда первый раз посмотрел «Кин-Дза-Дза». Мне не понравились инопланетные персонажи. Ещё и разделённые на два типа - пацаки и чатлане. По никому не понятному принципу. Я не верил, что такое бывает.

Единственное, что меня впечатлило, это ситуация со спичками и водой на планете Плюк. Было довольно странно осознать, что самые простые и дешёвые вещи могут быть где-то очень даже недешёвыми и почти недоступными.

Эта задумка сценаристов является, несомненно, одной из основных «фишек» фильма. А слово КЦ прочно вошло в обиход советских, а потом и российских обывателей.

- Я люблю Пэжэ!

- А я его ещё больше ку!

Ку! Из открытых источников
Ку! Из открытых источников

Разве мог бы понять истинный смысл этого диалога советский мальчик в 1986 году, просматривая фантастический фильм известного (комедийного!) режиссёра? Да нет, конечно. Зато сейчас мы с друзьями часто заканчиваем этими фразами наши иногда долгие беседы на кухне, посвящённые острой проблеме – чудовищному внешнему долгу США😉.

Фильм «Кин-Дза-Дза» является, несомненно, одной из гениальнейших картин советского кинематографа. Для меня в этом нет никаких сомнений. Остаётся открытым лишь такой вопрос: зачем создатели этой кинокартины обнажили такие острые социальные проблемы? С какой целью они продемонстрировали, пусть и неявном виде, на другой планете, все эти пороки и слабости, которым подвержены люди? Что это было – попытка предупредить о том, что не стоит в погоне за западными джинсами терять человеческий облик? Или предупреждение об опасностях, предчувствие надвигающегося помутнения сознания, которое неизбежно последует при переходе к бездуховному обществу потребления?

На эти вопросы у меня пока нет ответа. Склоняюсь к тому, что авторы картины просто угадали многие последующие события нашей истории.

Вот этот эпизод, например, я часто вспоминал, когда стоял на кассе одного известного супермаркета в тот период, когда по указке какого-то умного «дяди» всех поголовно заставляли цеплять на лицо бесполезные тряпки.

А каков посыл мощной фразы "Правительство на другой планете живёт… родной". Ведь все мы сегодня имеем возможность наблюдать, что правительства почти всех недружественных нам стран, в отличие от нашего, очень далеки от нужд и чаяний своего народа. И буквально живут на других планетах...

Но как это можно было увидеть из наглухо закрытого в те времена Советского Союза? Нет ответа.

-(Я люблю Пэжэ!).

Всем добра!

___________________________________________________________________

Дорогие друзья! Давайте все вместе продвинем эту статью! Ставьте лайки, делайте репосты, оставляйте комментарии!

Спасибо!

А еще вам могут понравиться эти материалы:

Приключения американцев на Луне

Химические элементы

Интересные факты

Солнечная система

Астрономия