На фоне оптимистичных прогнозов будущего роста экономики (даже в условиях бесконечных санкций и затянувшейся СВО) обеспокоенность вызывают тревожные сигналы о растущей закредитованности населения. Депутаты Госдумы обратились к главе правительства с призывом оказать помощь незащищенной категории граждан, а именно семьям с детьми, и привели красноречивые цифры: россияне задолжали банкам более 30 трлн рублей, при этом общий уровень закредитованности по сравнению с началом года вырос с 35 до 41 процента. Впрочем, пути решения проблем "долгового пузыря" пролегают далеко за границами адресной помощи отдельным гражданам.
Некоторые штрихи к этой печальной истории добавил недавно глава Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов, представляя президенту России отчет о деятельности своего ведомства. Так, в исполнительном производстве сейчас находится 12,7 млн документов на сумму в 2 трлн рублей. Портрет среднестатистического должника: граждане в работоспособном возрасте (30-45 лет), приблизительно 173 тысячи рублей долга в среднем на каждого, официально нигде не работают и источников дохода не имеют, располагают единственным жильём, на которое по закону обращать взыскание нельзя. На вопрос президента, как же у них возникли долги, Аристов сослался на присутствие в рядах россиян большого числа "профессиональных должников". Они не только берут по несколько кредитов, но и являются должниками по платежам за жилищно-коммунальные услуги, "занимают у соседей — не отдают" и т. д.
Что интересно, российские банки вполне себе "в шоколаде". Согласно данным Центробанка, за семь месяцев этого года они заработали 2 трлн рублей, доходность на капитал на июль составляла 30% в годовом выражении. Удивление вызывает и тот факт, что прирост числа злостных неплательщиков происходит при официально объявленном увеличении на 5,3% реальных располагаемых доходов населения во втором квартале. Можно себе представить катастрофу, которая произойдёт в случае падения доходов. А это вполне возможно в условиях экономической турбулентности, роста инфляции и падения рубля. Растущая неспособность заёмщиков расплачиваться с банками представляет собой мину замедленного действия для всей банковской системы.
Руководство ЦБ и депутаты Госдумы решили, что наступила пора действовать более решительно, с тем чтобы предотвратить опасные перекосы в финансовой системе страны. Регулятор констатировал, что 64% заёмщиков направляют на погашение кредитов более половины своих доходов, а треть из них и вовсе тратят на эти цели более 80% своих денег. С четвёртого квартала решено ограничить объём выдачи потребительских кредитов людям с высокой долговой нагрузкой 5% от общего числа ссуд, а для микрофинансовых организаций — 15%. С 1 октября при показателе долговой нагрузки от 50 до 80 процентов банки и МФО смогут выдавать потребительские кредиты не более 30% от общего числа.
Группа депутатов от "Справедливой России — За Правду" вообще выступила с законодательной инициативой о запрете деятельности в стране микрофинансовых организаций. Они озабочены тем, что текущее социально-экономическое положение в стране "всё чаще вынуждает наименее социально защищенные слои населения обращаться к микрофинансированию". Как указано в пояснительной записке, традиционно около 20% заёмщиков обращаются в МФО ввиду низкого дохода, непостоянного места работы или отсутствия филиалов крупных банков в населённом пункте, где они проживают. Будет ли такая инициатива поддержана большинством в Госдуме, большой вопрос. Более реальной выглядит перспектива ограничения по процентам для займов МФО. Вместе с тем, одними ограничениями делу не поможешь. Снижение закредитованности граждан предполагает также создание высокооплачиваемых рабочих мест, преодоление чрезмерного разрыва в доходах населения и налаживание надёжной системы социальных гарантий.
Читайте по теме: Граждане сползают в долговую яму, а ЦБ жмёт на тормоза