В середине 50-х годов прошлого века в двух крупнейший социалистических государствах СССР и КНР начали происходить процессы во многом повлиявшие на дальнейшее развитие этих государств. Да, ситуация в экономике этих стран сильно отличалась, ведь Союз уже прошел стадию индустриализации и коллективизации, каким путем и какой ценой мы вспоминать не будем. Но вот Китай был на 90-о процентов страной аграрной. И тогдашний руководитель Мао Цзэдун решил, основываясь на марксистских учениях, мгновенно превратить страну в ведущую индустриальную державу. В пику Хрущеву, который собрался догнать и перегнать Америку, Мао решил догнать и перегнать Великобританию.
В 1958 году на 2-ой сессии VIII съезда КПК(Комунистическа партия Китая), был одобрен курс "трех красных знамен". И прозвучал лозунг - "Три года упорного труда - десять тысяч лет счастья!" Именно в этот период отношения между бывшим "старшим братом" СССР и КНР охладели окончательно. Чем обернулся "Большой скачок" 大跃进 для населения страны говорить не стоит, эта тема в КНР и сегодня закрытая, но по разным данным, от голода в тот период погибло от 15 до 55 миллионов человек. Но сегодня мы не будем углубляться в эту тему. В конце-концов мы же говорим об автомобилях.
Попытки индустриализации и быстрого роста так же нашли свою визуализацию в автомобильной промышленности КНР. Масса китайских авторемонтных мастерских начали проектировать автомобили. Не имея ни опыта, ни знаний, ни даже зачастую средств и квалифицированных кадров, они решили вот так просто - взять и создать автомобиль. До существенного экономического подъема Китай оставался страной довольно закрытой и поэтому, что там происходило мы почти не знаем. Но, как только КНР открыл границы и начал привлекать западные инвестиции все неожиданно для себя заметили, что масса автозаводов, а их там действительно множество, просто без зазрения совести копируют образцы техники. Не имея лицензии они клонировали модели известных брендов. При этом когда производителя начали подавать на них в суд, то китайцы искренне удивлялись этому. Ведь по их мнению они лишь повторили, но при этом немного переиначили оригинал.
И в этом тоже "заслуга" Мао Цзедуна и его "Большого скачка". Именно в конце 50-х годов в Китае была дана установка создать свою автомобильную промышленность. А как это сделать? Правильно скопировать уже существующий образец. Одна беда, сто процентная имитация была под запретом, ведь это было низкопоклонство перед капиталистами. Именно тогда и стал появляться машины в которых мы можем заметить черты иностранных моделей. Специалисты клонировали двигатели, коробки передач и подвеску. Но это так сказать не видные глазу узлы и агрегаты, а вот с кузовами пришлось попотеть. Народившиеся в огромном количестве автомобильные компании оставляли без изменений центральную часть автомобиля, но, при этом меняли переднюю облицовку и корму.
Отличный пример такого клонирования седан Heping №1 из Тяньцзиня. Специалисты Тяньцзиньского авторемонтного завода явно черпали вдохновение в японском автомобиле Toyopet Crown RS. Машину показали в конце 1958 года на промышленной выставке в Пекине.
У машины был точно такой же силовой агрегат и увеличенные размеры, за счет переднего и заднего свесов, при этом колесная база осталась оригинальной. Даже рулевое управление эти самые специалисты перекинуть не удосужились, в прочем как и открывающиеся против хода движения двери. Зато передняя и задняя часть скопирована явно у американцев.
Вот еще один клон Toyopet Crown RS с именем Hongyuzhuan №1. Над этим экземпляром работали уже представители Тяньцзиньского университета. Правда эти руль все же переставили, он, как вы видите на левой стороне машины.
Конечно вдохновлялись китайцы не только японской техникой, и американским дизайном. Вот, к примеру мы видим как премьер-министр Цзоу Энлай осматривает еще один экземпляр машины из Тяньцзиня.
Не знаю сколько экземпляров было изготовлено, но в 1969 году на площади Тянанмынь состоялся показ всех лимузинов созданных китайскими производителями. Так вот мы можем увидеть уже не один, а целых две машины. Чего там больше Чайки ГАЗ-13 или Lincoln с Packard уж не знаю. Но на советский лимузин она похожа больше.
Ну а это вообще загадка. Смотрите, на очередной промышленной выставке в Нанкине, на фото можно заметить черный седан с модными акульими плавниками. Судя по виду это американский Ford Customline. Но этого быть просто не может. Я нашел, что это за машина. Мы видим Nanjing №1. По левую руку от него стоит еще одна машина своими формами напоминающая М-20 Победа, но и это не так. Это Yuejin CN-750. Тут бывшие "братья" скорее всего вообще просто передрали все, что было.
Список может быть долгим и автомобилей "созданных" китайскими инженерами много больше. Как и в случае с доменными печами расположенными в каждом крестьянском дворе, автомобили делали все кому не лень. Тут работал принцип, а может кто-то из правящей верхушки обратит на нас внимание. Вот еще один пример. Это не М-12 ЗИМ, а Weixing из Гуанчжоу.
Казалось бы китайская автомобильная промышленность проделала с 1959 года огромный путь, но тогда почему в их, даже самых суперсовременных машинах, столько "косяков"? Знаете, если долго заимствовать и копировать технику, то ты приобретешь лишь опыт в подражании. Но автомобиль штука довольно сложная. Он может выглядеть как космолет, внутри иметь панель приборов и сидения от космического же челнока, но вот заставить его нормально ехать будет все равно довольно трудно. Почему?
Ответ на самое деле лежит на поверхности. Автомобили действительно проделали огромный пусть, от обычной тележки с мотором, до современного и высокотехнологичного продукта. Но, если в той же Европе и Америке есть богатейшая история, огромный опыт и самое главное понимание сути процесса, то тем же японцам и корейцам пришлось как губка впитывать все азы и определять все составляющие автомобиля многие годы. Но, к их чести, они с этим справились, они реально не боялись учится, не боялись нанимать специалистов и перенимать знания. В Китае же прошли путь от простого к суперсложному миновав самую главную в этом мире стадию. Стадию умения создавать Автомобиль. Они перешагнули через нее. И мы получили гаджет на колесах. Сегодня ситуация могла бы измениться, и китайцы вроде бы готовы учится, ну а чем же еще объяснить тот факт, что они толпами завозят к себе иностранных инженеров и дизайнеров. Вот правда впитанное с молоком матери "Три года упорного труда - десять тысяч лет счастья" не позволяет им в полной мере осознать, что процесс этот долгий. И требует действительно серьезного отношения и главное желания.