Проблемы "Сталкера", потеря года Андреем Тарковским ударили по карману работникам его киногруппы. Фильм снимался уже год, а ни копейки никто не получил. Тогда режиссёр нашёл выход. Отец советского истерна Али Хамраев параллельным курсом со "Сталкером" снимал свой очередной фильм "Телохранитель". В периоды долгих простоев Андрей Арсеньевич подрабатывал сценариями для среднеазиатских киностудий, хорошо знал Али Хамраева, и он попросил взять людей из своей группы к нему на картину.
Щедрость Али Хамраева не знала границ. Он широко распахнул свои объятья и с настоящей восточной гостеприимностью отозвался на зов Тарковского. Сначала были трудоустроены актёры. Александр Кайдановский получил главную роль проводника Мирзо (натурального таджикского Сталкера) в фильме. Анатолий Солоницын получил вторую по главности роль шейха Султан-Назара. Николай Гринько получил небольшую роль красного командира погранотряда. Его и окрестили Николаем Григорьевичем в титрах. Итак, Сталкера, Писателя, Профессора трудоустроили в период с осени 1977 по весну 1978 года. Ура!
Потом на киностудию Такжикфильм были командированы другие участники остановившегося сталкеророждения - кинооператор Леонид Калашников и художник-постановшик Шавкат Абдусаламов. Али Хамраев помимо того что доверил Шавкату всю художественную часть картины, доверил ему играть третью по главности роль в "Телохранителе". Это была роль Фоттабека, афериста и джентльмена удачи с востока. Стоит сказать, что Шавкат как А. Адабашьян был вполне себе многоиграющий в кино художник-постановщик, и до этой картины уже отметился добротными ролями.
Но пожалуй самым дорогим подарком московского сталкерородителя восточному другу стал элитарный композитор Эдуард Артемьев. И стоит сказать, что композитор написал к фильму роскошные саунд-треки в столь узнаваемом, только ему подобном, ключе.
Ещё один немаловажный элемент пересечения судеб картин это городок Исфара. Он находится на скрещении трёх бывших братских республик: Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, и давно притягивал к себе взоры кинематографистов. В Исфаре снимали много фильмов. Тот же Хамраев снимал там свою знаменитую "Седьмую пулю". Там снимали фильмы "Если любишь", "Сказание о Рустаме", "Хасан Арбакеш", "Сказание о Сиявуше". Чуть позже в эти уникальные для глаза места приехал Ричард Викторов снимать планету Дессу для своего фильма "Через тернии к звёздам". Кира Муратова снимала там свой фильм "Перемена участи".
Изначально, именно Исфара была выбрана А. Тарковским как основное место для съёмок "Сталкера". Мэтр приехал туда, оглядел места и был в восторге от всего увиденного. Но тут разразилось мощное землетрясение на город и его округу. Многие места где Тарковский желал снимать натуру "Сталкера" видоизменились. В итоге вскоре нашлась Эстония со всеми своими гадюшными, загадочными видами. И вот через пол-года гвардия звёзд из "Сталкера" судьбоносно всё-таки достигла этих мест.
Сам фильм удивительным образом напоминал многие моменты первоначального сюжета "Сталкера". Натуральный супермен Мирзо в исполнении А. Кайдановского напоминал Сталкера Алана по первым сценариям. Только вместо Зоны с её ловушками и фокусами были суровые горы и бандиты, от которых Сталкер Мирзо ловко уходил выказывая чудеса спасения себя и повешенного ему на шею Султан-Назара, которого было необходимо доставить в Душанбе. Султан-Назар носит у себя на шее тамгу, которая является практически символом неограниченной власти в тех краях. Это своего рода Комната Желаний. За тамгой охотится нехороший редиска Фаттабек со своей бандой. В целом фильм увлекательный.
Увлекательный, но почему-то в СССР он прозвучал как-то хиленько. Хоть его и снимали на тот же пресловутый Кодак на котором погорел "Сталкер", только его почему-то достойным образом смогли проявить, совсем без следов искажений и потери качества. Правда потом куда-то вся красота плёнки исчезла и сейчас везде в тырнете-ютубе болтаются лишь какие-то паршивенькие по качеству копии. Но свидетели первых просмотров уверяли что картинка у фильма была восхитительная.
Интересно, что в "Телохранителе" много пересечений с михалковским "Свой среди чужих". Только Мирзо-сталкер в исполнении бывшего ротмистра Лемке больше напоминает супермена Егора Шилова. Мирзо тащит на себе раненного шейха Султан-Назара как Егор Шилов тащил на себе Лемке-Кайдановского. А сцена с подорванным мостом в фильме ужасно напоминает сцену из михалковского фильма. Как Егор Шилов висит над пропасть на пальцах, так и Мирзо героически, наверно в самом кульминационном месте картины переползает по веревке через пропасть. И еще умудряется протащить там своего подручного, теряющего силы шейха.
В общем Мирзо всех заткнул за пояс и расправился с кучей басмачей и с коварным Фаттабеком и его женой ведьмой Айбаш, которая колдовала колдовала, да не выколдовала ничего.
Была ещё одна интересная сцена где Мирзо борется с супостатом Фаттабеком и хватает голой рукой нож. Но это уже история из жизни самого артиста. Как рассказывал В. Качан, что Саша Кайдановский один раз, где-то в Раменках, точно также отбился от банды хулиганов, хладнокровно схватив голой рукой нож, после чего хулиганы отступили. Свидетелями этой сцены были однокурсники и жители одной комнаты общаги "Щуки" помимо Кайдановского: Б. Галкин, В. Качан, Л. Филатов.
Пока Мирзо тащит на себе шейха, герои ведут очень похожие разговоры как в "Сталкере". Они говорят о судьбах мира, о власти и жизни.
И вот когда Андрей Арсеньевич родил новый сценарий с братьями Стругацкими, где начертал Сталкера-Мышкина, вся гвардия благополучно вернулась на съёмки "Сталкера". Хотя были и потери. Тарковский отказался от услуг Л. Калашникова и Ш. Абдусаламова. Но главное, что он не потерял актёров, которых не замели на другие съёмки.
Хотя, честно говоря, эта троица - А. Кайдановский, Н. Гринько, А. Солоницын, даже если бы где и снимались в тот момент, всё бы бросили и сломя голову побежали бы к любимому мэтру Тарковскому. Даже если бы надо было ломиться пешком через горы Туркестана, пустыню, тундру или тайгу. Это была единая кармическая группа душ.