Когда одна дама спросила Чехова, кого он любит больше — турков или греков. Антон Павлович себе не изменил и с тонкой иронией ответил, что предпочитает мармелад.
Мы детей не спрашиваем: мы детям навязываем
Наших школьников никто не спрашивает, кого бы они хотели почитать: Толстого или Толкина, Кафку или Достоевского, Шекспира или Горького. Им сваливают все произведения в одну кучу, и говорят "надо". Взрослые без всяких на то оснований, тешат себя иллюзией, что их чадо всё-таки возьмется за классику, поняв всю плачевность своего положения. Но чадо уже в открытую говорит (я в свое время на такое бы не решился): "Это бред и читать его не буду!"
Начнем с того, что дети ходят в школу не потому, что это часть их плана. Следовательно, все, что там предлагается, вызывает в лучшем случае улыбку, отторжение, неприятие, в худшем – страх и депрессию.
Одно из социологических исследований в г.Вилючинске показало, что лишь 9 % подростков до 15 лет не представляют жизни без книг.
Еще бы: если учесть, что учителя сами говорят, что 4 тома Толстого никто читать не будет, что "Молодая гвардия" Фадеева не обязательна, что "Горе от ума" лучше посмотреть спектакль.
Но мы должны наконец, посмотреть правде в глаза, чтобы не было как у Чехова в "Чтении": "Мердяев выздоровел, но не
совсем. И до сих пор при виде книги он дрожит и отворачивается."
Три примера из собственного опыта автора
Пример первый.
Летом был в Грузии, 3 раза поднимался на Мцхету – 3 раза шел поклониться потрясающему таланту Александра Грибоедова. Там много было русскоязычных туристов – никто к памятнику не подходил.
Памятник днем.
Памятник ночью.
Пример второй.
Прихожу со студентами 1 курса на выставку - рассматриваем старинные книги:
Спрашиваю потом: –Кто захотел ее прочесть?
Скажете: –Ни одного желающего?
–Да! Ни одного.
Пример третий.
Пришел на встречу с замечательной Марией Кирилловной Залесской, гл. редактором "Молодой гвардии". Там потрясающие книги в серии ЖЗЛ о Тамерлане, Будде, Джоне Ленноне, Булгакове и т.д. Поговорили о книгах?
После встречи: "Ребята: какую хотите прочесть?" Ни одной заявки.
Потом вижу в руках ребят книги – ни одной из тех, что называли на встрече.
Промежуточный вывод: Сегодня все: что в школе или на официальных мероприятиях называется – вызывает отторжение. Чтение должно стать выбором молодого человека, его глотком свободы.
И все же почему подростки не читают классику?
Есть 5 избитых ответов и 1 новый, но все 6 сомнительные.
1. Книги вообще не читают.
И мы стыдливо умалчиваем, что комиксы, онлайн-ужастики, онлайн-фантастика, фэнтези дети читают, да еще как! Нам следовало бы согласиться с Джоном Грином: "Существуют произведения, о которых не хочется говорить вслух: это книги настолько особые, редкие и твои, что объявить о своих предпочтениях кажется предательством".
2. Устарели реалии, которые авторы описывают.
Нам кажется, что для современного ребенка дуэли кажутся дикостью, балы –телодвижениями сонных мух, поездки на тарантасе по деревням скучным сомнительным аттракционом, переживания героев Д. надуманными, а юмор Г. устаревшим по сравнению с интернет-мемами и рилсами.
3. Неактуальные проблемы и затянутые сюжеты.
Да, действие развивается медленно, чтобы удержать внимание современного ребенка. Мы намекаем: "Смысл этих произведений иначе не понять, вот дочитай и скажи, что ты понял, дружок". А если рефрейминг? И сюжет станет не затянутым, а увлекающим в глубины психологии, истории и т.д.
4. Тексты написаны на устаревшем языке.
–А словарь, –скажет книгочей? Найти и забыть? Не наш путь. Можно поговорить об этимологии, а там масса открытий.
5. Скучные герои.
Нет-нет, здесь мы тоже не сдаемся. И восхваляем чистоту души и благородство персонажей: "бедную" Лизу, Гринева, Дубровского, Пьера Безухова, Сонечки Мармеладовой и Евгения Базарова. Но юные читатели не ассоциируют себя с героями этих книг. Даже поучительные примеры из басен Крылова никого не задевают. Да, никто не хочет быть Наташей Ростовой и Андреем Болконским. А почему? Да потому, что их навязали. Дайте детям самим выбрать себе героев. И если это будет Гарри Поттер, – это лучше, чем не будет никого.
6.Книга отвлекает от практического опыта жизни и выбора профессии подростком.
Это новинка - но взрослые начали так рассуждать, забывая: что чтение – это мышление, а без мышления какой успех в будущей жизнедеятельности?
Ответ один. Подростки не читают классику потому, что мы их об этом спрашиваем. То , что навязано сверху у подростка вызывает негатив. Вот поэтому не читают. Более того, в школе русская классическая литература оказалась в роли лабораторной лягушки, которую в целях изучения препарируют на столе.
Чтение литературы как часть образа жизни
Так что ж, не изучать? Изучать, но в определенной парадигме, цель которой проста – сделать чтение конституирующим признаком образа жизни.
1/ На первом этапе учебники литературы надо переформатировать. Убрать весь пиетет и пафос. Должны даваться разнообразные форматы способов чтения, обсуждений, заданий, тестов, мозговых штурмов, деловых игр, диспутов.
2/ Второй этап - это самостоятельный выбор школьником своей книги. Каждый школьник выберет сам то, что ему интересно и прочтет. Без оценочных суждений и назидания.
Интересует проблема буллинга (травля в школе). Он выберет роман Адрианы Мэзер «Как повесить ведьму», где главная героиня в школе сталкивается с травлей и неприятием, демонстрирует умение постоять за себя и оптимизм, которые в итоге помогают ей обзавестись новыми друзьями.
Девочка озабочена проблемой неприятия себя. Героини романа Холли Борн «Эви хочет быть нормальной» имеют букет комплексов, начиная от цвета волос до ментального расстройства.
Проблема расставания. Героиня романа Меган Миранды «Фрагменты прошлого» рассталась с любимым и переосмысливает свою жизнь.
Переживания из-за развода родителей. Как быть в этой ситуации научит героиня романа Дженис Эрлбаум «Сохрани мой секрет» мама с папой разбежались, девочка тоскует по маме, но учится самостоятельности.
3/ На третьем этапе, мы в своем школьном тесном кругу делимся мнениями и впечатлениями в форме мозговых штурмов. Это так накаляет!
4/ Четвертый этап. Школьники по своей инициативе расширяют круг чтения и классика постепенно входит в поле зрения юных читателей.
Пушкина начинают любить за его вдохновение творить. Толстого за масштабность замыслов и безупречный стиль. Достоевского, как близкого человека, который поможет и найдет ответы на вечные и насущные вопросы. Чехова за иронию в разных нелепых ситуациях. И переходят к Кафке за его абсурд, к Лондону и Хемингуэю за их любовь к жизни, к Маркесу за его магический реализм... Да, это реальность, если не заставлять.
5/ На завершающем этапе школьники становятся адвокатами своих писателей, т.к. уже пишут сочинения и дискутируют на темы прочитанного по своей инициативе.
"Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых".
Эту фразу Фазиля Искандера я бы показывал каждому учителю в школе. Иначе после сегодняшних уроков литературы наши дети скажут так, как было сказано в сценарии замечательного фильма "Доживем до понедельника":
–Мы не заметили ту осень, которую любил Пушкин.
Ваш Андрей Толкачев.
Знакомимся с тем, какие читать книги самостоятельно и с ребенком:
Доживем до понедельника. Что на самом деле происходило с героями?
Как читать с ребенком страшную сказку братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"
Стереотипы потребления информации. Когда читать, а когда слушать - давайте разбираться
Тишина кабинета. Какие читать книги?