Бесконечный спор ариан и тринитариев (под тринитариями я подразумеваю верующих в триединство Бога) с новой силой время от времени вспыхивает даже здесь, на страницах моего скромного канала, и тут же утихает, так как аргументы сторон не убеждают оппонентов, которые остаются при своем мнении, с горячностью пытающихся привести друг друга к знаменателям и убедить в своей правоте. Предметом спора, который длится не одну тысячу лет, становится попытка понять, кто на самом деле Иисус, Сын Божий? Острое желание проникнуть в суть библейских текстов, положа руку на сердце иногда не таких однозначных, как хотелось бы, и является предметом спора, и не прекращающихся перепалок между теми, кто утверждает, что Иисус - первое творение (ариане) и верящих в божественность Христа (тринитарии).
Я не собираюсь ставить точку в этом противостоянии, хотя отношу себя ко второй группе, но кое-какие любопытные моменты выразить желаю.
Буквально сегодня утром я впервые обратил внимание на один известный текст в послании к Евреям, где о Христе сказано самым конкретным образом, чуть ли не во всем Священном Писании. Вот это текст:
"Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте. (Евр. 1:3)
Представителям обеих группировок есть смысл четко представлять себе предмет разговора, особенно когда это касается такой темы, как природа Божия. Никаких самых точных терминов не хватит, чтобы охватить взором и приблизиться к точному пониманию истинной божественной природы Христа. Если взять, к примеру свою собственную, человеческую, мы теряемся в догадках, и не может толком объяснить, где проходит граница души и духа, то начиная говорить о божественном, вообще теряем покой и осознаем собственную немощь и абсолютную неспособность что-либо утверждать.
Второе, читая послание к Евреям, есть смысл хорошо себе представлять образ мысли и богословие древнего языка и понятий.
Наши собственные, человеческие психофизические свойства лежат за гранью понимания, и если тайна жизни, бьющаяся в нас, остается за пределами человеческих возможностей, то начиная рассуждать о Боге, есть смысл помнить слова Фомы Аквинского, который говорил "о Боге мы можем говорить, чем Он не является, больше, чем Он является" (перифраз автора).
Поэтому осознавая абсолютную беспомощность, нам остается смиренно и молитвенно читать многочисленные тексты, где о Сыне Божьем говорится в превосходной степени и одним из таких впечатляющих мест является процитированный выше текст.
Итак. Первое что неожиданно всплыло на поверхность, так это большая разница между творением человека, и сутью природы Сына. Обратите внимание, книга Бытие заявляет, что человек создан по "образу и подобию Божию" (Быт 1:26), и нечто подобное, но в гораздо превосходной степени говорится о Сыне. "Сияние славы и образ ипостаси" (Евр. 1:3).
Между этими двумя заявлениями есть определенная связь. Человек создан по "образу и подобию", тогда как Иисус является образом Славы и ипостаси. Что это за странное слово, "ипостась"?
Сияние Славы (я пишу слово Слава с большой буквы, так как в еврейском мышлении оно является известным термином Шекина, того, что являлось в Святилище над ковчегом). Два важных понятия - Слава и образ Ипостаси уносят нас в дали, где мы бессильны как-то выразить обнаруженное.
Сравнивая различные переводы, включая и на английский (их сделано достаточно много, в сравнении с остальными), можно проследить, как авторы переводов пытались передать смысл греческого "χαρακτὴρ τῆς ὑποστάσεως (harakter tes upostaseos). Я пользуюсь разными версиями, примерно пятью самыми распространёнными и хочу поделиться своими наблюдениями. Вот, наиболее интересные варианты:
"the very expression of God's essence" (Heb 1:3 CJB)- "само выражение Его сущности".
"and the image of his Being (Heb 1:3 ETH) - "образ Его Существа".
"He radiates God's glory as a precise copy of his nature (Heb 1:3 MIT) - "Он излучает Божью славу, как точную копию Его природы".
"And He is the radiance of His glory and the exact representation of His nature (Heb 1:3 NAS) - "Он отражает (излучает) Его славу и точное отображение Его природы".
Думаю достаточно. Как можно заметить, природа Сына является точным отражение природы Самого Бога и отличается от все той же человеческой важным пунктом - Он гораздо выше и значительнее любого существа не только на Земле, но и во всей Вселенной. Образ Славы - это может быть только Сам Бог, никто иной не в силах передать её лучше, чем Он Сам.
Понятно, что обязательно найдутся сторонники идеи, что человек тоже призван к этому и носит в себе божественные характеристики. Найдутся и те, кто может заявить о наделении Иисуса определенными свойствами для выполнения миссии по спасению человечества и прочее. Но есть одна закавыка. Человек и ангелы (а Библии говорит о них в контексте восстания и войны между небом и землей) видимо очень сильно нуждались и нуждаются в понимании и вере, кто такой Бог на самом деле?
Заявление Иисуса - "Я есть Истина" - на фоне этих размышлений звучит революционно. Причем для евреев, сидящих на склонах галилейских холмов, эти слова могли означать только одно - перед ними не просто проповедник, не просто очередной учитель, но как минимум претендующий на божественность Учитель. Собственно обвинения в богохульстве то и дело слышались в Его адрес. И это не спроста.
Греческое богословие внесло ряд значительных моментов и стало причиной значительных, как положительных, так и отрицательных последствий. Одним из таких можно считать утерю изначального смысла и попытки описать Бога языком формул и логических умозаключений, что не есть хорошо. Еврейское богословие вполне мирно сосуществует с идеями, которые человеческий ум не в силах представить, не то, чтобы охватить и понять.
Иисус и Слава (Шекина) для послания к евреям вполне нормальное явление, и я обращаясь к арианам и их сторонникам, хочу напомнить еще раз, изучайте матчасть, прежде чем говорить о том, что "Бог не имеет половых органов, поэтому Сына у Него быть не может". Смешно, ей богу.
Если желаете поддержать канал, буду очень благодарен. Сбер: 4276 2200 1586 0243