Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и . Эти взаимоотношения изучают со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову)
1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ответ: ___________________________.
Для успешного выполнения задания следует вспомнить разряды местоимений, в данном случае - определительные местоимения.
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, САМ, САМЫЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ, ИНОЙ,
ВНИМАНИЕ! Помните, что местоимения изменяются по родам, числам и падежам.
Теперь найдем пропуск в предложении и попробуем вставить каждое из определительных местоимений, а затем выберем то, которое подходит по смыслу. Не забудьте вначале прочитать предыдущее предложение.
Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
После пропуска стоит местоимение они, которое подсказывает, что пропущенное слово также имеет форму множественного числа.
Начинаем подбирать: всякие они - странно, самые они, каждые они, любые они и т.д. В русскому языке нет таких сочетаний. А вот местоимение ВСЕ подходит. Получается следующее:
Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. ВСЕ они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Задание 1. Ответ: все
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
Чтобы выбрать правильные ответы, нужно внимательно прочитать исходный текст и особенно те предложения, в которых употреблены выделенные слова. Ни в коем случае нельзя выполнять задание без контекста!
1) ЖИВОЙ. Лёгкий, занимательный, выразительный. Живое изложение. - не подходит, так как "живой организм" значит "обладающий жизнью".
2) СРЕДА. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка. Из рабочей среды. - не подходит, данном случае речь идет о природном условии, в котором протекает жизнедеятельность какого-либо организма "со средой, в которой они обитают"..А в формулировке сказано о социально-бытовых условиях.
3) МИРИТЬСЯ. Терпимо относиться к чему-нибудь. М. с неудобствами. - подходит, "нация не может смириться", то есть не хочет терпеть. 4) ОСНОВА. Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая о. общества. - подходит " основа национальной памяти", то есть первоисточник.
5) КЛЮЧ. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. Открыть дверь ключом. - не подходит, так как " ключ к пониманию" - это переносное значение, то , что служит для разгадки чего-либо.
Задание 2. Ответ: 34
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
Для поиска верного ответа к заданию необходимо ответить на основные вопросы.
1. О чём текст? Каков предмет рассуждений автора? – В тексте речь идёт о необходимости защиты культурных и нравственных ценностей, в частности языка.
2. В чём заключаются основная информация в тексте и замысел автора? – Совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства закрепляются, как правило, в языке. Следует охранять язык, так как это основа национальной памяти и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
3. Какие из ответов к заданию 3 верны?
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.). В тексте можно выделить тематическую группу слов (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.) - в утверждении дана верная характеристика фрагмента текста ("экология", "агроэкология", "гидроэкология" - слова-термины, в тексте есть тематическая группа "Культурное наследие", общеупотребительная лексика - это слова, известные всем носителям русского языка без каких-либо ограничений;)
2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира), антонимов (свой – чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает дать авторскую оценку описываемым явлениям. - в утверждении дана верная характеристика фрагмента текста, так как действительно есть метафоры (экология культуры и экология природы находятся в тесной взаимосвязи), сравнения ( как для живых организмов важна жизнь, так и для нации - существование языка), антонимы "свой-чужой" - слова с противоположным значением.
3) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с именами существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.). - в утверждении содержится верная характеристика фрагмента текста. Слово "взаимодействие "образовалось от глагола "взаимодействовать" , "вклад" - "вкладывать" и т.д., то есть они являются отглагольными существительными. В тексте есть существительные в родительном падеже "экологией чего? природы, о чего? уровня и т.д. 4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, вводные слова. -в утверждении содержится верная характеристика фрагмента текста. Например, ряды однородных членов " взаимодействии кого? живых организмов и кого?их сообществ; дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека. Кроме того, находим примеры вводных слов: "конечно, между экологией природы" .... , "исчезают, как, скажем, разрушенные памятники". 5) Текст относится к научному стилю, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткие инструкции. - в утверждении содержится неверная характеристика фрагмента текста ( задача научного стиля- объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей. В научном стиле не используются изобразительно-выразительные средства языка (метафоры.эпитеты и т.д.). Кроме того, текст не несет практическую информацию и инструкции. Данный текст относится к публицистическому стилю, так как задача автора-привлечь внимание читателей к актуальной проблеме экологии культуры, которая заключается в сохранении языка.
Задание 3. Ответ: 1234.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
Для успешного выполнения задания 4 следует выучить слова из словника паронимов ФИПИ. https://4ege.ru/russkiy/68382-slovnik-paronimov-ege-2024.html
1) туфлЯ - неверно (тУфля)
2) понЯв - верно
3) дОнельзя - неверно (донЕльзя)
4) корЫсть - верно
5) Оптовый - неверно (оптОвый)
Задание 4. Ответ: понявкорысть.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Самый обычный обед можно превратить в ПРАЗДНЫЙ, если правильно украсить стол.
праздничный— 1. только полн. ф. Относящийся к празднику, нарядный, красивый. 2. Торжественно-радостный, счастливый, весёлый.
Примеры словосочетаний:
1) праздничный день;
праздничная дата;
праздничный концерт, наряд, стол;
2) праздничный вид;
праздничное настроение;
праздничная встреча;
праздничные лица.
праздный— 1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. 2. перен. Бесцельный, пустой, порождённый бездельем, праздностью.
Примеры словосочетаний:
1) праздный человек, ум;
праздная должность, жизнь;
праздное существование, время;
2) праздное любопытство;
праздная болтовня;
праздный разговор;
праздные мысли.
Значит обед ПРАЗДНИЧНЫЙ.
Предварительное изучение ЛЕДОВОЙ обстановки в северных морях помогает избежать многих проблем в районе Крайнего Севера.
Ледовый— состоящий изо льда, ледяной; находящийся, расположенный на льду; происходящий во льдах.
Примеры словосочетаний:
ледовый завал, дворец, аэропорт, поход;
ледовая дорога, экспедиция.
Ледяной— прилагательное к существительному лёд. Состоящий изо льда, покрытый льдом; очень холодный (холодный как лёд); крайне сдержанный, презрительно-холодный, уничтожающий.
Примеры словосочетаний:
ледяная глыба, волна;
ледяной покров, ветер, тон, взгляд, приём;
ледяные вершины, пальцы.
Делаем вывод: обстановка ледовая.
За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех.
признанный— 1) Тот, кого признали (причастие от глагола признать). 2) Оценённый по достоинству, известный.
Примеры словосочетаний:
признанный авторитет, признанный талант;
признанный художник, актёр, режиссёр, общественный деятель, учёный.
Признательный— испытывающий или выражающий признательность, благодарность.
Примеры словосочетаний:
быть признательным,
признательные слова,
признательное отношение.
Соответственно слушатели признательные.
ОТБОРОЧНЫЙ тур чемпионата Европы по футболу прошёл в столице Великобритании – родине этого вида спорта.
отборный— 1. Отобранный из других как лучший. 2. Непристойный.
Примеры словосочетаний:
1) отборное зерно,
отборный состав актёров,
отборные ягоды;
2) отборная ругань,
отборный мат.
отборочный— с целью отбора.
Примеры словосочетаний:
отборочные соревнования, отборочная комиссия.
Таким образом, тур отборочный.
В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса обязательно должны быть овощи и фрукты.
продуктивный— 1. Приносящий положительные результаты, создающий какие-либо ценности в процессе труда, производительный, плодотворный. 2. Относящийся к разведению сортов растений и пород скота для получения продуктов сельского хозяйства (чаще животноводства).
Примеры словосочетаний:
1) продуктивный труд;
продуктивная работа, деятельность;
продуктивное творчество;
продуктивные категории, типы словоизменения, суффиксы;
2) продуктивный скот;
продуктивное животноводство;
продуктивный корм;
продуктивная порода;
продуктивный сорт.
продуктовый— Предназначенный для продуктов питания, связанный с торговлей или хранением продуктов.
Примеры словосочетаний:
продуктовый шкаф;
продуктовые запасы;
продуктовый склад, магазин;
продуктовая лавка.
Продуктовая корзина-верно.
Задание 5. Ответ: праздничный.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6–8 °С для кедра и 8–10 °С для ели и пихты.
Оптимальный - наиболее благоприятный. Слово "очень" является лишним.
Задание 6. Ответ: очень.
ИЛИ
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Для каждого человека в самых трудных обстоятельствах главное – сохранить твёрдость духа, то есть совершить победу над самим собой.
глагол совершить употребляется с существительными
совершать ошибку
Существительное победа употребляется с глаголом одержать.
Задание 6. Ответ: одержать победу.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Для успешного выполнения задания нужно знать
1) Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных.
2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).
3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.
4) Склонение местоимений по падежам.
5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).
6) Формы образования причастий.
7) Формы образования деепричастий.
урожай ПОМИДОРОВ (форма мн. числа род. падежа) - верно, в окончании есть -ОВ. ЗАПОМНИ: ЯБЛОК
БЛИЖАЙШАЯ станция (простая превосходная степень имени прилагательного: ближний + суффикс -АЙШ-) -верно
у наших ВОРОТ (форма мн. числа род. п.) - верно
нет ПОЛТОРАСТА рублей (числительное полтораста во всех падежах, кроме им.п. и вин.п. имеет форму ПОЛУТОРАСТА) - неверно
детские ДОКТОРА (мн. число им.падеж) - верно
Задание 7. Ответ: полутораста.