Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Каждый слышал эту фразу еще с детских лет, но вряд ли задумывался над глубиной этой фразы. Какой именно урок заложен в сказке? Кажется, там зашифровано нечто большее, чем простая истина, что добро побеждает зло.
Сказки делятся на бытовые, волшебные и про животных. Хотя данное разделение гораздо сложнее, но если сейчас на нём останавливаться, то это выльется в отдельную статью. Здесь мы будем рассматривать именно волшебную сказку.
В волшебной сказке обычно зашифрована некоторая инициация героя. То есть, для героя (обычно мальчика, но не всегда) выстраивается определённая цепь событий, преодолевая которые он добывает волшебные предметы, невесту и затем царство, то есть он взрослеет и возвращается домой уже в качестве мужчины. Кстати о невесте. Интересно, что в сказке, жених всегда ищет невесту далеко, берет её из дальнего царства или даже другого мира, но никак не из родной деревни. Это свидетельствует о некоторых старых социальных нормах прошлого.
В сказке «Крошечка-Хаврошечка» девочка закапывала кости коровы в огороде. В действительности так тоже поступали. А уж сколько сказок о том, как царских детей держали в подземелье или башне, хотя это далеко не сказка, о чем мы поговорим дальше.
Кстати о костях в огороде. Вы знаете, почему нельзя здороваться через порог или что-то передавать? Раньше бытовал обычай хоронить под порогом умерших детей или родственников, чтобы те охраняли дом. Перешагивая порог, вы как бы крестите их ногами, но если вы что-то просто передаете через порог или передаете, то оскорбляете их.
Герой заворачивается в шкуру и его относит в другое царство орёл, хотя в реальности очень часто таким образом хоронили умерших.
Тридесятое царство ведь на самом деле является иным, так сказать потусторонним миром. Также стоит немного объяснить устройство мира у людей, живших в то время. За рекой, за озером, за океаном считался мир потусторонний. Также лес считался царством мертвых.
С Чудом-юдом герои и богатыри обычно сражаются на калиновом мосту, так как мост связывает два мира: мир человеческий и потусторонний (тот что за мостом). И ни чудо-юдо не может перейти в наш мир, ни герой не может попасть в иной, вот и бьются по середине.
Также сказка иногда переворачивает древние обычаи. Например, бытовал обычай убивать стариков, и никто за них не заступался, а если и заступался, то был обсмеян или хуже того убит. Но в сказке добрый молодец заступается за них или спасает прекрасную девушку, предназначенную для жертвы реке, чтобы земля была плодородной и все посевы взошли. Однако не все зашифрованные в сказке обряды можно разгадать, а толкование может быть ошибочно.
В сказке часто известен сюжет, когда мальчик отправляется в лес, встречает там бабу ягу, преодолевает все препятствия и испытания и затем выходит почти взрослым юношей, да еще иногда с невестой.
У многих народов мира правитель – некоторое магическое существо. То есть он не должен показываться людям, не должен касаться земли, не должен показывать лица солнцу, а постоянно жить в темноте.
В Японии и Китая императорам запрещалось покидать пределы дворца вплоть до 19 века.
Также для царей создавалась специальная диета, еду им подавали через специально окошечко или занавеску.
Примеры изоляции в русской сказке:
"Велел он построить высокий столб, посадил на него Ивана-царевича и Елену Прекрасную и провизии им поклал туда на пять лет"
"Она его очень сберегала, из комнаты не выпускала"
Также существовал запрет на солнечный свет и на встречи с другими людьми для царских детей.
Поэтому, если читать русские сказки, зная какие обычаи и традиции за ними стоят, будет намного интереснее:)
Источники:
В. Пропп "Исторические корни волшебной сказки"
Дж. Фрэйзер "Золотая ветвь: исследование магии и религии"
Н. Толстой этнографический словарь "Славянские древности".