Когда речь идёт об успешной сдаче ЕГЭ, необходимость выполнения домашних заданий не должна быть поводом для дискуссий: без самостоятельной работы высоких баллов не будет. Однако в своей практике я часто сталкиваюсь с изначальным отказом от выполнения домашних заданий, с несерьёзным отношением к ним и даже с саботажем.
Обычно приводятся такие аргументы: много задают в школе, тренировки, танцы, кружки по интересам – совершенно нет времени. Я считаю, что в 11 классе нужно расставить приоритеты. Год перед выпускным – один из самых тяжёлых и определяющих в жизни. Если есть высокие амбиции, то и вкладываться нужно много. Поэтому я рекомендую сосредоточиться на главном: к спорту и танцам вы вернётесь на первом курсе МГУ или ВШЭ, а тройка в аттестате по второму иностранному языку никак не скажется на возможности в будущем выучить его в совершенстве. Иначе вы рискуете не поступить в выбранный вуз, зато будете спортивным и не расстроите учительницу по ИЗО. Всё это, конечно, не относится к тем, кто выбрал творческий путь или спортивную карьеру. Это ничуть не хуже, просто другая сфера.
В чём реальная практическая польза домашних заданий?
➤ Во-первых, это закрепление пройденного материала. Благодаря 10-20 минутам самостоятельной работы то, что было рассмотрено на уроке, откладывается у вас в голове и не выветривается после первой же прогулки.
➤ Во-вторых, это повторение перед уроком. Чтобы начать занятие продуктивно, без лишней траты времени на попытки вспомнить, что же было в прошлой теме, нужно сделать домашнее задание: для его выполнения нужно будет посмотреть предыдущие записи.
➤ В-третьих, это тренировка навыка самоорганизации и дисциплины: это поможет научиться думать самостоятельно, без надсмотрщика, которого не будет на экзамене (там будет лишь незаинтересованный наблюдатель).
Об объёмах.
Чем выше исходный уровень и чем смышлёнее ученик, тем заданий меньше, но они сложнее (это может быть одно задание, но продвинутого уровня). Соответственно, чем ниже уровень, тем задания проще, но их больше, так как ученику требуется именно закрепление и отработка базового материала, а не «олимпиадные» задачи, где нужно проявлять смекалку и нестандартное мышление. Такая работа неприятна, она кажется тупой и бессмысленной, но только так достигаются высокие результаты у троечников.
А вы ответственно выполняете «домашку»?