Найти тему
Online Garage

Механиз пуска двигателя.

Механизм пуска двигателя (рис. 1) состоит из следующих основных деталей: пусковой педали (она же педаль переключения передач), вала 4 кик-стартера, пускового сектора 9 с пружиной 8, храповой шестерни 5.

Рис. 1. Механизм пуска двигателя:
1 - пусковая педаль; 2 - стяжной болт педали (резьба М7х1); 3 - сальник вала; 4 - пусковой вал; 5 - храповая шестерня; 6 - пружина храповой шестерни; 7 - стопорное кольцо: 8 - возвратная пружина пускового сектора; 9 - пусковой сектор; 10 - возвратная пружина вала; 11 - опорная ступенька пускового сектора; 12 - зуб вала; 13 - место проточки дополнительной канавки.

Для пуска двигателя рычаг педали переключения передач утапливают внутрь картера до упора и поворачивают его по часовой стрелке до зацепления зуба Б вала 4 со ступенькой А пускового сектора 9. После пуска двигателя шестерни механизма выходят из зацепления. Если в это время отпустить пусковой рычаг 1, он под действием возвратной пружины 8 пускового сектора резко откинется в переднее горизонтальное положение (соответствующее переключению передач).

Рекомендуется не отпускать его резко, а плавно перемещать против часовой стрелки. В противном случае может включиться вторая передача, а кроме того, от удара могут выкрошиться или смяться шлицы вала переключения. Когда рычаг устанавливается горизонтально, слышен щелчок и одновременно вал кик-стартера с укрепленным на нем рычагом перемещается влево (примерно на 12 мм) под действием возвратной пружины 10.

Неисправности и ремонт.

Наиболее часто встречающейся неисправностью пускового механизма является износ зубьев храповой шестерни и соответствующих зубьев шестерни барабана сцепления. Признаком неисправности служит свободный ход педали кик-стартера.

Другой неисправностью является поломка возвратной пружины вала кик-стартера, вследствие чего вал свободно перемещается вправо и влево. Иногда зубья пускового сектора и шестерни стартера упираются один в другой, не входя в зацепление. Внешне это ощущается, как заклинивание пусковой педали.

Увеличивать нажатие на нее опасно - можно сломать зубья.

В этом случае следует отпустить педаль, а затем нажать на нее еще раз.

Если это не устраняет неисправность, снимают мотоцикл с подставки, выключают зажигание, включают любую передачу и прокатывают мотоцикл вперед или назад.

Затем включают нейтральную передачу, ставят мотоцикл на подставку и опять пускают двигатель.

При поломке или выпадении из паза картера возвратной пружины 8 (см. рис. 1) педаль после пуска двигателя не возвращается из нижнего положения. Реже встречаются случаи, когда после нажатия на пусковую педаль она не только не возвращается в верхнее положение, но и заклинивается в нижнем положении, так что для ее возвращения в исходную позицию приходится прилагать значительные усилия. Это происходит вследствие одновременного износа левой опорной плоскости вала переключения передач, правой и левой опорных плоскостей пускового сектора, а также одновременного износа косого зуба Б вала кик-стартера и ступеньки Л пускового сектора. В результате образуется большой зазор между зубом вала кик-стартера и левой плоскостью пускового сектора, из-за чего зуб не упирается в ступеньку, а проходит мимо.

Вал кик-стартера выходит наружу через отверстие в левой крышке двигателя.

Вследствие длительной эксплуатации двигателя из зазора между валом кик-стартера и крышкой двигателя начинает просачиваться масло, что указывает на износ сальника В, стоящего кольцевом пазе вала кик-стартера. Просачивание масла из-под левой крышки двигателя происходит вследствие повреждения или неправильной установки уплотнительной прокладки или деформации посадочной плоскости левой крышки.

Все указанные выше неисправности можно устранить только после соответствующей разборки механизма пуска двигателя. Перед началом разборки сливают масло из картера. Для этого вывертывают сливную пробку, расположенную внизу левой половины картера, и в литровую банку сливают масло. Часть его остается в картере, и, если механизм разбирают в помещении, надо позаботится о том, чтобы при снятии левой крышки пол не был испачкан маслом. Можно масло не сливать, если положить мотоцикл на правую сторону, предварительно сняв аккумуляторную батарею и аккуратно заткнув отверстие в пробке топливного бака хотя бы спичкой ( слив топлива в баке больше половины). После ремонта спичку вытаскивают очень осторожно, чтобы не отломился и не остался в пробке ее конец. Нельзя упирать правую ручку руля в землю или песок, надо под ручку что-нибудь подложить. Мотоцикл можно наклонят только при полной уверенности, что внутри картера нет никаких осколков, которые нужно обязательно извлекать.

Левую крышку можно снять вместе с валом кик-стартера и укрепленным на нем пусковым рычагом или без них. Первым способом рекомендуется пользоваться только в случае такого сильного повреждения шлицев вала кик-стартера, которое не дает возможности надежно укрепить пусковой рычаг на валу кик-стартера при повторной сборке. При этом способе можно повредить уплотнительную прокладку между крышкой и картером резко высвобождающейся пружиной пускового сектора. Кроме того, возникают значительные затруднения при сборке. При разборке двигателей, выпущенных начиная с 1962 г., предпочтительней пользоваться вторым способом.

Педаль переключения передач ставят в положение для пуска двигателя и ключом S=11 мм отвертывают стяжной болт рычага педали. Рычаг снимают покачивая. Если рычаг снимается с трудом, подсовывают под него отвертку и действуют ею, как рычагом. Вал кик стартера оставляют в положении, соответствующем пуску двигателя.

Отвертывают пять винтов, крепящих левую крышку. Перепускную пластмассовую трубку от оси заднего маятника поворачивают, чтобы она не мешала снятию крышки. В два углубления, сделанные в крышке спереди и сзади, вставляют отвертки и слегка отодвигают рышку от картера. После этого крышку снимают руками.

Если прокладка между крышкой и картером цела, ее сразу снимают и кладут на лист фанеры или на доску, чтобы не изменилась ее форма.

При снятии вала кик-стартера крепко держат рукой пусковой сектор, а вал поворачивают против часовой стрелки до тех пор, пока внутренняя пружина не вытолкнет вал из отверстия пускового сектора. Затем вал вынимают, следя за пружиной, чтобы не потерять ее. Пусковой сектор, крепко держа руками, сдвигают влево, поворачивают против часовой стрелки до полного ослабления пружины, после чего сектор вынимают.

Для снятия пускового сектора мотоциклов, выпущенных до 1962 г., необходимо отвернуть три винта с резьбой М6 крепления пластины (в которой укреплен сектор) к картеру. Затем способом, описанным выше, надо снять весь узел. Для разборки сектора разжима запорное кольцо с другой стороны пластины и снимают его тонкими круглогубцами, обеспечивая доступ к спиральной пружине сектора.

В случае износа зубьев храповой шестерни и соответствующих зубьев шестерни барабана сцепления заменяют храповую шестерню и барабан сцепления.

Поломанную возвратную пружину вала кик-стартера заменяют.

Если после разборки выяснится, что на пусковом секторе выкрошен первый зуб, надо его аккуратно заправить на наждачном камне или же сточить совсем.

При заклинивании пусковой педали в нижнем положении заменяют вал переключения передач, пусковой сектор и вал кик-стартера новыми или наплавляют ступеньку пускового сектора твердым сплавом «Сормайт-2», делая ее выше (точка А на рис. 1).

Сломанную пружину пускового сектора надо снять и извлечь из картера осколки. Так же поступают, если пружина выскочила из гнезда картера, поскольку при этом отламывается стенка гнезда. Временно можно пускать двигатель и ездить без пружины. Отломанну стенку гнезда картера можно впоследствии приварить аргонно-дуговой сваркой.

При замене сальника вала кик-стартера его аккуратно надевают на вал с наружной стороны. Сальник ставят воротником внутрь двигателя, чтобы он эффективно препятствовал выходу масла из картера. Так как эта операция производится при снятой левой крышке двигателя, то одновременно осматривают втулку, запрессованную в отверстие крышки и являющуюся подшипником скольжения для вала кик-стартера. Если втулка сильно изношена или имеет глубокие царапины, то одна только замена сальника не дает желаемого результата - необходимо сменить также и втулку. Перед запрессовкой втулки крышку двигателя нагревают до 80-100° С. Втулку запрессовывают изнутри.

На мотоциклах, выпущенных начиная с 1967 г., втулка залита в металл крышки и выпрессовывать ее нельзя.

Для устранения течи масла по зазору можно снять вал кик-стартера, закрепить его в токарном станке и, отступив на 1,5 мм от канавки, проточить вторую канавку для второго сальника (место В на рис. 1).

Деформированную крышку снимают и притирают на плите. Если же деформирована посадочная плоскость картера, притирают на плите картер (для чего требуется полностью разобрать двигатель). Временно подтекание масла можно устранить промазыванкем прокладки бакелитовым лаком, герметнком или же любой нитроэмалью (клеи БФ, 88 и эпоксидный применять не рекомендуется).

Сборка механизма и взаимозаменяемость его деталей.

При сборке пускового механизма мотоциклов у владельцев могут возникнуть затруднения лишь при установке пускового сектора мотоциклов новых моделей. Для его монтажа вдвигают спиральную пружину свободным концом в гнездо в картере и обеими рука и поворачивают сектор по часовой стрелке.

Повернув сектор, слегка сдвигают его вправо, чтобы он зацепился зубом за прилив в картере, и примерно совмещают отверстия в секторе и вале переключения передач. Придерживая сектор одной рукой, берут вал кик-стартера с надетой на него возвратной пружиной и вставляют вал в отверстие сектора так, чтобы вал вошел также в пазы вала переключения передач. После этого надавливают на вал кик-стартера и поворачивают его по часовой стрелке до соединения зуба Б вала (см. рис. 1) со ступенькой пускового сектора (положение, соответствующее пуску двигателя). Если были сняты при разборке барабан сцепления и пусковой сектор, то при сборке сначала устанавливают сектор с валом кик-стартера, а затем собирают сцепление.

Перед установкой левой крышки двигателя аккуратно тряпкой протирают посадочную плоскость картера, наносят на нее консистентную смазку и ставят прокладку, Затем надевают чисто вытертую (или вымытую в бензине) крышку. Два винта ее крепления (верхний ередний и задний) на 5 мм длиннее остальных.

Винты затягивают крест-накрест (общее правило при сборке). Задний винт сильно затягивать нельзя, иначе деформируется пластмассовая трубка.

Взаимозаменяемость. При установке на мотоциклы «Ява-250» модели 353/04, «Ява-350» модели 354/04 и первую партию мотоциклов «Ява-250» модели 559/02 и «Ява-350» модели 354/06 деталей механизма пуска двигателей нового исполнения необходимо поставить комплекты: вал 559-24-015 кик-стартера (для двигателя «Ява-250») или 354-24-011 (для двигателя «Ява-350»), возвратную пружину 559-24-017 вала, пусковой сектор 559-24-016, вал переключения передач 559-24-010 (последние три детали одинаковые для мотоциклов «Ява-250» и «Ява-350»). Необходимо также закрыть винтом с резьбой Л16 отверстие в задней части картера. Под головку винта надо положить разрезную шайбу. Остальные два резьбовых отверстия можно не закрывать. Для всех моделей мотоциклов одинакова плоская спиральная пружина 151-24-120 пускового сектора.

Установка на мотоциклы «Ява-250» моделей 559/04, 559/07 и «Ява-350» моделей 354/06, 360/00 валов и сектора старого исполнения представляет некоторые затруднения, так как картеры последних моделей не имеют отверстий для несущей пластины пускового сектора. Поэтому осуществлять такую замену не рекомендуется.

Вал кик-стартера одноцилиндрового двигателя несколько короче вала двухцилиндрового двигателя; эти детали невзаимозаменяемы. До сентября 1967 г. зубья на пусковых педалях (рычаге с резиной) 151-24-090 и 559-24-020 для соединения с валом кик-стартера имели угол при вершине 60°. В целях унификации для всех мотоциклов, начиная с сентября 1967 г., выпускается пусковая педаль 450-24-130, у зубьев которой угол при вершине равен 75°.

Соответственно изменен и угол при вершине зубьев у валов 559-24-015 и 354-24-011 кик-стартера («Ява-250» и «Ява-350»). Цифровое обозначение валов при этом не изменилось. В настоящее время как запасные части поставляются педали, у которых зубья имеют угол при вершине, равный 6013. У них на торце ушка с правой стороны выбита цифра 559.

Ставить новую пусковую педаль и новый вал кик-стартера на предыдущие модели можно только комплектно. Ставить пусковую педаль старого исполнения на двигатели, выпущенные с сентября 1967 г., можно только в комплекте с валом старого исполнения. Левая рышка 559-11-012 двигателя с залитой втулкой вала кик-стартера взаимозаменяема-с крышкой 353-11-236.

Доступ к шестерне стартера возможен после разборки сцепления и снятия его наружного барабана с первичного вала коробки передач (см. раздел «Сцепление»). Шестерня 151-28-033 стартера (сцепления старой конструкции) взаимозаменяема с шестерней 353-28-821 сцепления нового исполнения.

Следует учитывать, что плоскость, в которой расположены зубья, у шестерни 353-28-821 расположена на 1 мм ближе к плоскос и звездочки барабана сцепления, чем у шестерни 151-28-033, из-за меньшей высоты зубьев храповой шестерни. Вследствие этого при смещении плоскости пускового сектора относительно плоскости шестерни стартера вправо могут быть повреждены зубья и двигатель невозможно пустить педалью.