О своем профессиональном пути рассказывает молодой врач – детский стоматолог РуДента Кидс Карина Сохова.
«Мне сейчас 30 лет, и половина моей жизни так или иначе связана с детской стоматологией. Сегодня мне трудно представить себя в другой профессии. И каждый день я получаю бесконечное удовольствие от своей работы».
Выбор профессии
С выбором профессии у меня не было сложностей, он был сделан еще в подростковом возрасте.
Я родилась и прожила детство и юность в Кабардино-Балкарии в маленьком городе под названием Терек. Мои родители всегда уделяли особое внимание стоматологическому здоровью своих детей. Помню, как папа проводил самостоятельно осмотры, своевременно отводил к стоматологу, контролировал чистку зубов, выбирал для своей семьи лучшего специалиста в городе. В отличие от большинства детских кабинетов того времени, имевших запах больницы и вызывавших жуткий страх, кабинет моего доктора был совершенно иным. Я заходила в него и всегда была очарована идеальным порядком и блеском, загадочным светом лампы и волшебными инструментами.
Сегодня я понимаю, что мой лечащий врач, всегда проявлявший чуткость и аккуратно выполнявший свою работу, определил мой выбор профессии, мой жизненный путь. Я влюбилась в то, что он делает, и решила, что хочу быть такой же.
Образование
Поступление в институт – волнительный период для абитуриента, длительная подготовка, череда экзаменов… В это время моральная поддержка родителей, их вера в меня позволили мне стать студенткой Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова.
В 2010 году я приехала в Москву и заселилась в общежитие, так начались мои пять лет студенческой жизни, которые я всегда вспоминаю с теплыми чувствами. Учиться было непросто, было много бессонных ночей перед подготовкой к зачетам и экзаменам, но мое стремление стать врачом-стоматологом и друзья, с которыми я познакомилась в университете, помогали мне справляться со всеми трудностями.
Начало практики
Со второго курса у нас началась практика. Мы впервые начали знакомиться с пациентами, делать осторожные шаги к своим навыкам. Моя практика проходила в государственной стоматологической поликлинике, и это дало мне понять, что профессия, которую я выбрала, непростая.
Там был большой поток пациентов, на человека выделялось всего 10-15 минут. Это совсем немного, нужно очень много сделать в сжатые сроки – и разобраться с диагнозом, и пролечить. Живые очереди с людьми по острой боли, которые прямо-таки держатся за зуб и им плохо. Первое время я была в замешательстве, и, как любой врач, порой в растерянности.
Отчетливо помню первый зуб, который лечила на практике. Это был нижний шестой зуб. Переживала за пациентку и убирала кариес, наверно, по микронам, настолько мне было важно ничего лишнего не задеть и не сделать больно. Лечение проходило долго, пациентка устала, в 15 минут мы, конечно, не уложились.
Считаю, что мне повезло: у меня были очень хорошие наставники, которые терпеливо передавали студентам свои знания. Уже к третьему курсу я могла проводить осмотры, выявлять кариесы и без надзора врача лечить несложные клинические случаи.
Практика ассистирования
После пяти лет учебы в 2015 году я устроилась ассистентом в стоматологию РуДента Кидс. На тот момент я уже имела трехлетний опыт ассистирования, и все-таки мне многому пришлось заново учиться. Я открыла для себя другой мир, другую стоматологию, у меня появился первый опыт в таких областях, как закись-азотная седация и лечение под наркозом.
В клинике царила особая атмосфера, чувствовался высокий профессионализм коллег, а самое главное… там были дети. Дети самые разные: всех возрастов, начиная с грудничков и заканчивая подростками, дети смелые и напуганные, те, кому нужна только профилактика и те, зубы которых можно пролечить только под наркозом.
Уже через полгода работы я поняла, что буду ДЕТСКИМ стоматологом. Профессия эта связана со многими нюансами и большой ответственностью. Требуются определенные мануальные навыки и в то же время – знания особенностей развития ребенка: какой он в год, в два, три, а каким становится в подростковом возрасте. Кроме того, нужно учиться общаться и с родителями, доверяющими тебе самое сокровенное – своих детей. Уметь найти подходящие слова, чтобы каждому донести то, что видишь ты, и найти оптимальный путь решения порой непростых вопросов.
Я прирожденный интроверт. Чтобы чувствовать себя комфортно в своей профессии, я вынуждена заставлять себя много разговаривать. Помню как Аскар Саиткамилович, в прошлом заведующий анестезиологическим отделением, устраивал мне квест, давал задание отвечать на вопрос «как дела?» не менее пяти слов. Сейчас вспоминается с улыбкой, но тогда это было целое испытание.
Очень важно, что в то время у меня была возможность быть ассистентом у разных врачей. Такой подход практикуется в РуДента и он позволяет впитывать от каждого человека самое лучшее, увидеть различные тактики и разное видение, разные манеры и тембры общения с пациентами. Это сильно значимо для того, чтобы иметь в своем арсенале множество способов решения разных клинических ситуаций.
«Уже через полгода работы я поняла, что буду ДЕТСКИМ стоматологом».
Статус врача
И вот пройдя весь этот путь «абитуриент – студент – ассистент», пройдя множество практик, прочтя тысячи страниц книг и прослушав сотни лекций, в 2016 году я стала ДЕТСКИМ стоматологом.
Первое время, конечно, было сложно. Я, наверно как и любой начинающий врач, волновалась перед визитом каждого пациента. Часто советовалась со старшими коллегами, уточняла, спрашивала и анализировала, правильное ли у меня клиническое мышление, навыки и прочее.
Не могу сказать, что происходит в других частных клиниках, но на мой взгляд, вообще мало где такое практикуется: чтобы ассистента учили в своей же клинике и переводили в статус врача. Это большая ответственность как со стороны руководства, так и со стороны ассистента. Требуется очень много работы над собой.
В этом году будет уже 8 лет, как я работаю врачом в РуДента Кидс, и я до сих пор продолжаю открывать для себя что-то новое на каждом приеме. У кого-то учусь я, кто-то учится у меня – это беспрерывный процесс.
Особенности работы с детьми
Ребенка сложнее уговорить на лечение, чем взрослого. Ты должен быть не только врачом, но и немного психологом и немного аниматором. В то же время дети – всегда настоящие, искренние в общении, не скрывают своего отношения к тебе. К тому же благодарность родителей за помощь своему ребенку бесценна.
Отдельная тема – взросление моих пациентов. Очень многих детей я начинала лечить, когда им было 2-3 года, а сейчас им уже 9-10 лет, и я передаю их нашим врачам из подросткового отделения. Для меня это сентиментальный аспект моей работы, расставаться с теми, кого много лет знаешь и даже дружишь…
Именно от детского врача-стоматолога зависит дальнейшее восприятие ребенком-подростком визитов в стоматологическую клинику. Поэтому когда я вижу, что переданные мною дети без страха посещают других врачей, это для меня большая победа.
«Дети – всегда настоящие, искренние в общении, не скрывают своего отношения к тебе».
Почему РуДента
Про РуДенту я могу говорить долго. Любовь к ней начинается с людей, которые здесь трудятся. С возрастом понимаешь, насколько сложно заставить работать такую большую машину как «стоматологическая клиника», где количество сотрудников превышает 300 человек. А заставить ее работать хорошо – еще сложнее. Поэтому хочу отдать должное руководству, которое стоит во главе и грамотно управляет этим маленьким государством.
Помимо всего, оно заботится о том, чтобы круглогодично были сезонные фрукты в ординаторской, чай, кофе, перекусы. Массажное кресло, которое пользуется популярностью у врачей в перерывах между приемами пациентов.
В 2021 году впервые был организован Профсоюз в детском отделении, который представляет интересы врачей. Мы к нему обращаемся с идеями и предложениями, которые далее передаются руководству и реализуются. Из последнего: за счет профсоюза были оплачены абонементы в спортзал или на массаж каждому врачу детского отделения.
В коллективе у нас полное взаимоуважение. Я могу зайти к любому врачу – моложе или старше меня – и спросить его мнение. И это абсолютная норма. У нас никто не стесняется обсуждать успехи и неудачи. Все настолько легко и просто воспринимается, что конкуренции не чувствуется.
Возможно, так происходит благодаря концепции «Каждый врач умеет делать то же, что заведующий отделением», которая реализуется в РуДента. У нас нет врача-звезды, который один лишь умеет все и не готов со всеми этим делиться. Когда в рамках одной клиники врачи работают по-разному: одни ставят коронки, другие не ставят, одни лечат под наркозом, другие не лечат – из этого вытекает много вопросов и организационных сложностей для пациента.
Да, у каждого свой темперамент, что определяет особенности коммуникации с пациентами, но технически врачи в нашей клинике умеют делать одно и то же, и делают это одинаково хорошо.
Также мы делимся друг с другом теоретическими знаниями и клиническими случаями в рамках созданного в РуДента Учебного центра. Особенно это актуально для коммуникации между отделениями: например, ортодонты информируют нас о своей практике и наоборот. Так мы лучше знаем, когда и как стоит перенаправить пациента в другое отделение.
А еще, например, у нас есть свой книжный клуб. Все желающие сотрудники один раз в неделю собираются, мы читаем книгу и обсуждаем ее. Это очень интересно и сложно – читать вслух перед всеми, помогает развивать коммуникативные навыки. Мы не задаемся целью связывать прочитанное с врачебной практикой, а просто обсуждаем прочитанное и философствуем.
«У нас никто не стесняется обсуждать успехи и неудачи. Все настолько легко и просто воспринимается, что конкуренции не чувствуется».
О любви к работе
На шестом году своей практики я взяла год паузы из-за декретного отпуска. И все время, пока сидела дома, тихонько мечтала хотя бы на чуть-чуть выйти на работу. Потому что я люблю работать, люблю общение с пациентами – это меня заряжает.
Конечно, также я сильно люблю своего ребенка, и сейчас работаю в комфортном графике, который позволяет в равной степени уделять время и семье, и работе.
И знаете, в одной прекрасной семье, которая ко мне ходит, старшая дочь мечтает быть стоматологом, потому что она влюбилась в нашу клинику и наших врачей. Она об этом говорит с четырех лет, сейчас ей уже 9 – и до сих пор не передумала.
Получается, моя история с влюбленностью в профессию может повториться. И теперь уже я вдохновила кого-то выбрать путь врача-стоматолога. Такие случаи очень воодушевляют.