Найти в Дзене
Metranpaj

Корни фантастики

Современная фантастика, как и практически все виды искусства, берёт своё начало из глубокой древности и Античности, а именно из мифа.

Люди в те времена не обладали таким понятием, как «чудо».

*чудо - событие, выбивающееся из привычной картины мира, которое в какой-то мере потрясает человека

В их мировоззрении важное место занимал анимизм, когда люди верили, что все предметы, места и существа обладают духовной сущностью, поэтому изменчивость, способность предмета оборачиваться в другой воспринималось как логичное явление нашего мира. То, что для нас сейчас чудо, для древних времён - норма [если в вашей картине мира постоянно всё меняется, то чему тут удивляться? одной странностью больше, одной меньше].

Ситуация меняется во времена Средневековья, когда меняется мировоззрение людей, и появляется понятие чудесного, того, что не вписывается в привычную картину мира. «Неподатливость реальности постепенно убеждает в том, что для нее требуются более сильные заклинания; люди начинают думать, что одолеть суровые законы природы способны лишь самые могучие силы — боги, судьба» [1]. Все это вело к формированию в сознании людей понятия чуда как чего-то сверхъестественного, нарушающего обычный порядок вещей. В таком виде понятие чуда перешло к монотеистическим религиям и там укрепилось.

Вместе с изменением взглядов на мир нарушается доверие к фантастическому образу, а потому он утрачивает свое внутреннее содержание, становится формой, сосудом, который можно заполнить чем-то другим (как раз здесь своё начало берёт аллегория, когда под одним образом понимают другой: заяц=трусость и т.п.).

Такой образ, по выражению С. Лема, несет сигнал, но не воплощает его содержания. Появляются уже не мифы, где история воспринимается буквально, а сказки, где герои и предметы имеют под собой и символическую подоплёку.

Так, человечество пришло от прямого познавательного образа к вторичной художественной условности.

Чудеса в Средневековье не были фантастикой в привычном нам понимании, но это было важной предпосылкой, так как чудо всегда строится на эффекте удивления, без него нет ничего сверхъестественного в описываемом сюжете.

Также во времена Средневековья берёт своё начало игровая фантастика, а именно из традиции карнавала, где каждый человек мог стать кем угодно, буквально сбросить с себя все привычные социальные роли, однако фантастике до отдельной отрасли литературы ещё далеко, но она уже в описанных нами чертах проявляет себя как отдельный тип литературы, и в дальнейшем за развитие фантастических образов берутся романтики.

-2

Романтиков от их предшественников отделяет несколько черт:

  1. Ориентация на воображение, без которого нельзя вообразить себе творчество этих поэтов и писателей [отсюда двоемирие, стремление к прекрасному, которое находится только в их голове]
  2. Из первого положения вытекает и то, что, по мнению романтиков, искусство должно преображать и обогащать природу вымыслом и фантазией
  3. Художественная действительность должна создаваться по собственным законам и как можно меньше походить на реальную
  4. Романтики попытались вновь поверить в чудеса, но не потому, что верили в сверхъестественные силы, а потому, что наши знания о мире неполны, и то, что мы пока не знаем, можно считать чудом

Примерно так:

-У тебя коробочка и у меня коробочка. Ты в свою: «алло», я в свою: «алло». Мы слышим друг друга, даже если ты находишься в другой деревне.

-Это как так?

-Ну... ну, потому что там...

-Как?

-Чудо.

фильм «Холоп» 2019 г.

5. Источником вдохновения для романтиков служили сказки и мифы, поэтому, можно сказать, что их творчество стало ещё одной связующей нитью между фольклором и фантастикой

Таким образом, фантастика постепенно оформлялась в литературные рамки и уже в XIX в. стала вполне себе состоятельном литературным жанром, в котором работали Э. Гофман, Ж. Верн, Г. Уэллс, М. Шелли, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь.

В Новое время в связи с научно-техническим прогрессом интерес людей обратился не только на необъяснимые природные явления, но и на человеческие создания. Так зародилась научная фантастика.

-3

Также осуществлялся переход к новой основе фантастической образности — от «чуда», нарушающего законы детерминизма, к «чуду», выявляющему неизвестные нам законы природы, — в фантастике формируются новые средства создания художественной иллюзии:

  1. «В новой системе фантастической образности «объяснения» из средств, разрушающих художественную иллюзию, превращаются в средства, помогающие ее созданию» [1]
  2. «амплитуда колебаний «объяснения» в научной фантастике весьма широка: от подлинно научного обоснования (чаще всего в предисловиях, написанных специалистами) до прямого обмана, фикции, чисто художественного приема. Это весьма парадоксальное положение скрывает в себе самую сущность явления. Научная фантастика, оставаясь фантастикой, должна была не порывать связи с современным знанием, с основными, фундаментальными представлениями о мире. Для «просто» фантастики это совершенно необязательно» [1]
  3. Близость научной фантастики к мифу (миф возникает в условиях «информационного голода» - вам недостаёт знания - придумайте его! так и в начуной фантастике появляются идеи/образы, которые заполняют недостающие человеку знания, но подлинным знанием оно не является)

Так мы приходим к современной фантастике, которая имеет много общего со своими прародителями, но в тоже время остаётся уникальным жанром.

Ещё больше интересных постов в нашем телеграм канале: https://t.me/+W7Mq7XT6uAtjOTVi

Использованная литература:

  1. Природа фантастики / Т. А. Чернышева. - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1984 (вып. дан. 1985). - 331 с.
-4