Найти тему

Что делать если ребенок просится из лагеря домой?

Семьи, в которых есть дети от 5 до 15 лет, в какое-то время сталкиваются с вопросом адаптации. Это может быть ночевка у дедушки с бабушкой, у друзей, в лагере и другое. Решается этот вопрос определенным, и у каждой семьи своим, способом. Сложность возникает тогда, когда ситуация доходит до истерики. Актуализируется значимость темы адаптации, о которой мы писали вот тут.

Сейчас рассмотрим случай о том, что можно предпринять, когда ребенок просится домой из лагеря.

Ребята хотят вернуться из лагеря в случаях, когда им там некомфортно, небезопасно, грустно. Причины этих состояний:

  1. Отсутствие привычки к новым местам сна. Ребёнок не ездил ни к бабушке, ни к друзьям ночевать. Нет предварительной подготовки, опыта, непонятно, как устроится и уснуть на этом новом месте. Что делать со своими вещами, что одеть сегодня. Все это неожиданная, вдруг свалившаяся на голову маленького человека куча бытовых и не только вопросов.
  2. Непривычная еда. Когда есть опыт только домашней еды любимой, привычной, тогда отсутствие другого опыта может стать в лагере серьёзным затруднением. Пищевые предпочтения и потребности (как и сон) создают фундамент для потребностей, лежащих выше. Хорошее настроение, дружба, игра, интерес, любопытство и творчество на голодный желудок — так себе история для любого возраста. Закрытие фундаментальных потребностей создают комфорт и базовые ощущения стабильности.
  3. Общение. Умение общаться со взрослыми. Иногда, по разным причинам, ребенку сложно рассказывать о том, что нужно, чего не хватает, просить помощь или делиться своими переживаниями со взрослыми. Кто-то стесняется заговорить с вожатым, кто-то просто даже не допускает мысли, что об этом можно поделиться со взрослым.
  4. Общение с детьми. Когда возникает какой-то конфликт с другим ребёнком, так бывает, что дети не сошлись характерами, или что-то не поделили. После этого ребенок может чувствовать угнетённое состояние, плохое настроение. Словом, все те же эмоции, что чувствуют и взрослые, только гораздо шире, масштабнее, ярче. Это может быть обрушение целого эмоционального мира. Тогда да, конечно, хочется домой, хочется в безопасное место, где родители защищают, понимают и всегда поддерживают твою сторону.

Возвращаясь к прошлой статье про адаптацию, мы рекомендуем ехать в лагерь, по возможности, с друзьями. Это территория «знакомого, поддерживающего и безопасного общения».

Помня об этих 4х опорах успешной адаптации, выслушайте своего ребенка, просящегося обратно домой. Любой, а тем более маленький человек, неуслышанный вовремя, автоматически усиливает эмоции и звук, пытаясь докричаться и достучаться. Лучше будет предупредить эти реакции и чутко выслушать первые, иногда негромкие, просьбы. Может быть, во время слушания найдутся ответы на эти 4 вопроса. Либо задайте их аккуратно и ненавязчиво, например так:

  1. Сколько ребят тебе нравятся в программе (смене, комнате, отряде). Тут можно подробнее выяснить почему именно эти ребята нравятся, что в них интересного и веселого.
  2. У тебя уютная кровать (подушка, одеяло)?
  3. А на завтраке и ужине что вкусное сегодня давали?
  4. Как ты считаешь, у вас есть добрые вожатые?

Собранную историю можно будет потом обсудить с вожатым, а пока постарайтесь донести ребенку, что так бывает вначале, пока непривычно, и эти чувства пройдут, как, тучки после сильного дождя. Договоритесь с ребенком на 2−3 дня подождать, и пообещайте совершенно искренне и честно, что если это не пройдет, то поедете домой вместе.

-2

А теперь «Секретный план» на эти 2−3 дня:

Получить союзника в лице вожатого или какого-то дополнительного взрослого, кто будет вашим доверенным лицом в лагере.

Этот человек будет поддерживать ребёнка во всех сложных ситуациях (выясненных выше).

Какие вопросы надо задать и обсудить с доверенным лицом:

  • когда становится грустно ребёнку (в лагере/дома)
  • сколько друзей у него, с кем и как он контактирует (в лагере/дома)
  • что любит кушать и всё ли съедает. Как проходит принятие еды, как ребёнок ведёт себя во время еды, ест спокойно с аппетитом, либо от чего-то отказывается, «перебирает» продукты. (в лагере/дома)
  • как засыпает и как просыпается. Просит ли побыть рядом в эти ключевые моменты (в лагере/дома)
  • чему ребёнок радуется, от какой деятельности получает удовольствие, улыбается, когда выглядит счастливым (в лагере/дома)

Расскажите вожатым весь этот необходимый материал, используя который можно пойти двумя путями: либо добавить тех действий, которые вызывают положительные эмоции у ребёнка. И второй вариант — уделять больше заботливого внимания в тех точках, где ребёнку грустно, некомфортно. Там, где он теряется. Договоритесь с доверенным лицом об этих вариантах и поддерживайте связь.

Как правило адаптация после 2×3х дней заканчивается, и ребёнок начинает получать удовольствие от лагеря, общения с друзьями, приобретает новые навыки. Мозг с легкостью формирует их, когда перестают поступать сигналы о дискомфорте.

Ребёнок начинает верить, что находится в спокойной, безопасной, дружелюбной атмосфере, где ему рады, где он нужен и важен. «Включается» интерес, творчество, любопытство и начинается насыщенная жизнь в лагере.

При трудной адаптации, несмотря на все предпринятые действия, на протяжении 3−5 дней. Благоприятнее принять решение, которое будет наилучшим для ребенка и его благополучия.

-3

Иногда бывают такие случаи, когда ребенок не готов идти на компромиссы, только потому, что он просто не готов что-то менять в своей жизни настолько резко, насколько предложено условиями. В этом случае стоит принять решение о возвращении домой чтобы не закрепить чувства грусти, покинутости, а усилить поддерживающие, родительское отношение. Обсудите с вожатыми и руководством лагеря, может быть ваш сын или дочь будут готовы делать какие-то задания из лагеря дома. В этой трудной ситуации важный момент в том, чтобы потом вернуться, к завершению смены, в лагерь на день. Было бы очень хорошо приехать в конце на закрытие смены, на праздник вместе с родителями (по возможности), чтобы осталось впечатление о радости и празднике. Тогда на следующий год будет гораздо проще адаптироваться.

Дети и взрослые все разные и невозможно предложить одинаковые стратегии и пользоваться ими как «волшебной палочкой». Поэтому мы перечислили практические, основные стратегии и что-то подойдет именно Вам. Выбор стратегии остаётся в первую очередь за педагогическим коллективом, за инструктором, сопровождающим ребёнка, и родителем. Выбор стратегии должен соответствовать проблеме ребёнка и типу его характера. А обсуждение возможных вариантов действий с педагогическим персоналом — залог более широкого взгляда на проблему. Открытость к диалогу и совместный поиск правильного решения даст продуктивные результаты и вселит уверенность и в вашего ребенка, дети подражают нам, взрослым, на неосознаваемом, глубинном уровне, так придумала природа.

Статья написана психологом детского «Клуба путешественников Робинзонада»Надеждой Макеевой.

Мы проводим яркие программы активного детского туризма, программы семейного отдыха с детьми, подростковые лагеря, туры для школьников. Наши смены проходят на Валдае, в Подмосковье, на Черном Море и в других замечательных местах нашей необъятной Родины.

Будем рады видеть вас на наших программах!