Сегодняшнее чтение дня (по календарю Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии) призывает нас вновь вернуться к притче о блудном сыне. Наверное, это один из самых популярных евангельских сюжетов (может быть, наравне с добрым самарянином), который изучен и прокомментирован "вдоль и поперек". Однако, нам всегда хочется поставить себя на место младшего сына, который сначала требовал, потом расточал, потом опустился до низов, вернулся к отцу и был принят. Для нас это действительно благая весть - что Отец нас принимает, ждет и выбегает нам навстречу.
Но, как отмечает один американский пастор, в этой истории два блудных сына, и чаще всего мы - не в позиции младшего. Старший сын тоже "блудный", хотя и живет рядом с отцом и внешне выглядит очень добропорядочным. Но именно он не соглашается с решением отца простить и принять младшего брата, он от отца требует, предъявляет претензии и по большому счету обвиняет вернувшегося. Он выступает против младшего брата, не желая его прощать, не желая примиряться с ним. Его "блуждание" страшнее: младший сын довел себя до состояния "нищего духом", покаялся и вернулся. А старший - был все время очень далеко, хотя физически никуда не уходил.
Надо помнить о том, что притча о блудном сыне говорится не ученикам, а фарисеям, которые роптали (см. Лк 15: 1-2), не понимая, почему Иисус принимает грешников и ест с ними. Иисус отвечает на этот ропот, рисуя перед ними образ старшего сына, которому еще очень далеко до возвращения в дом. Мне кажется, пройти путь младшего сына - покаяния и примирения - радость для человека. Но мы-то как раз живем в позиции старшего брата (молимся, читаем, ходим в церковь, может быть, даже проводим библейские беседы и помогаем в служениях), но как же часто мы хотим выставить Богу счет за потраченное время и силы, спросить, почему ты мне не дал даже козленка, хотя я столько сделал?
Предлагаю прочитать короткую проповедь американского лютеранского пастора Скотта Сноу на эту тему.
А что вы думаете об этом сюжете?