Найти тему
Святые места

Существует ли чистилище на самом деле? Как пройти все мытарства? Отвечает протоиерей Олег Стесняев

Чистилище или по-латински purgatorium - это то, во что верят римокатолики. Есть отличие православного понимания загробной участи человека от католического. В чем оно заключается? У нас нет учения о чистилище, но у нас есть учение о мытарствах.

Православная церковь учит, что когда человек умирает, то в течение первых трех дней душа находится рядом со своим телом или в тех местах, которые были ей дороги при жизни.

Я своим прихожанам говорю следующее. Как только умрёте, нечего болтаться перед своим телом. Сразу отправляйтесь в Иерусалим, душа перемещается очень быстро, стремительно, и проведите три дня у гроба Господня. Вот это будет надёжно. Совершенно бесплатно и без визы.

Что происходит на третий день? Когда душа придаётся земле, то совершается с третьего по девятый день вождение этой души. Два ангела ее водят, показывают ей красоты рая и ужасы ада.

Они показывают ей все и сказано, что будет показан чертог райский, приготовленный именно для этого человека, куда он не попадет, потому что он жил не по воле Божьей, не уповая на Божье милосердие.

А вот с девятого по сороковой день начинаются мытарства. Всего существует 20 мытарств.

Это прохождение как бы по некой лестнице. Эту лестницу видел Божий Пророк Иаков. Она называется еще Лестница Иакова. Она находится в Святой Земле. То есть на девятый день, хотите вы или нет, туда ваша душа улетит. И вот там будет восхождение. Иаков видел ее близ Вифилия, но она была в сторону горы Мориа. И она проходит как раз над тем местом, где был Иерусалимский храм, над тем местом, которое называется "Господь усмотрит" или "Господь услышит". И это лестница Божия.

-2

Но бесы стоят с разных сторон. Это духи, которые последовали за дьяволом, это существа очень сложные, о них трудно нам рассуждать. Они стараются сталкивать человека, и есть разные мытарства, мытарство, например, блуда, если у человека были грехи нецеломудренного поведения, он может прямо тут же сорваться и упасть.

Есть мытарство сребролюбия, то есть оно свойственно для тех, кто-то очень любит деньги. И вот есть разные мытарства. Есть мытарство немилости, это последнее мытарство, оно является как бы завершением. Если ты не милосерден, то к тебе тоже не будет проявлено милосердие.

И естественно возникает вопрос, если все мы - грешники, как я сказал, все мы - хорошо замаскированные грешники, то как же мы пройдем мытарство?

В церкви есть все необходимые средства для того, чтобы человек мог решить вопрос своего спасения. Однажды в храм ко мне пришел один мужчина и сказал:

- Я хочу поисповедоваться.
- Ну давайте, начинайте, - говоря я.
- У меня грехов нет, я всю жизнь живу хорошо, у меня грамоты одни, награды есть правительственные, жене я не изменял ни разу, бросил курить.
- Это что, исповедь?
- А как?
- Надо говорить о своих недостатках, о грехах.
- У меня их нет.
- Тогда вам надо ходить, знаете, куда? Идите в мечеть, в синагогу. Вот там собираются люди, которые автономной праведностью хотят забраться на небеса. А мы, христиане, мы считаем себя грешниками.

И все обряды и таинства, которые у нас есть, они для грешников. У нас крестят человека, чтобы снять с него все грехи, включая первородные. Исповедуют человека, чтобы снять ответственность за грех, как за поступок. Но причащают после этого тоже выставление грехов.

Каких грехов? На исповеди сымается ответственность за грех, как за поступок, а в причастии попаляется склонность к греху. В соборовании у нас есть такое устоявшееся предание. Забытые грехи снимаются.

Сказано: "Помолятся, и грехи простятся ему". У нас даже хиротония, рукоположение, благодать немощная, врачующая и оскудевающая, восполняющая - прямо какая-то реанимация. У нас все для людей, контуженных грехом. Поэтому если ты считаешь себя праведным, тебе нет места здесь.

-3

Но каждый из вас знает о своих грехах. Поэтому вы должны понять, что церковь - это то самое место, куда должен идти грешник. Потому что Христос и говорил, что он пришел спасать грешных людей.

И если человек говорит: "Как я пойду в церковь со своими грехами"? Он очень неправильно говорит. Как раз с грехами-то и надо идти в церковь. А куда же ты с грехами пойдешь? В винно-водочный отдел, что ли? Успокаивать свою душу, предавать забвению совесть? Нет.

Поэтому вот те люди, которые исповедуются и будут проходить мытарства, безмытники откроют свои книги, и те грехи ваши, которые они записали, а вы их исповедовали, они увидят, что эти грехи сглажены.

Ты соборовался, нет ничего, все сглажено. И тогда отцы говорят, они будут клеветать на вас, они будут говорить, что ты грешный, будут называть грехи, в которых ты исповедовался.

И вот здесь важно, чтобы в этой земной жизни мы воспитали в себе веру в Божье милосердие, и чтобы вот в этот момент последней битвы с силами зла, мы не смутились бы и сказали бы, что грехи наши омыты кровью Иисуса Христа.

Ведь что принес Иисус Христос? Думаете прощение? Нет. Милость? Не совсем. Что такое прощение? Это когда ты виновен, но тебя прощают. Мы тебя прощаем. Что такое милость? Ты виновен и заслужил наказание. Тебя не будут наказывать.

Христос принес нам оправдание. Апостол Павел пишет: "Во Христе Иисусе вы оправданы кровью агнца".

А что такое оправдание? Вот представьте, суд, сидит судья, справа, значит, сидит адвокат, слева - прокурор. Прокурор, обвиняющий нас, - это святой Божий закон за грех смерти. Адвокат, защищающий нас, - посредник между Богом и человеком, Иисус Христос , который умер за все наши грехи, принес жертву милостивления.

И судья выносит приговор: оправдан. Что значит оправдан? Никогда не был виновен. Как такое может быть с твоими и моими грехами, что мы получаем не прощение, не милость, а именно оправдание?

Потому что кровь Иисуса Христа, как пишет апостол Павел, она смывает всякий грех. Как у пророка Исайя сказано:

"Если грехи твои будут, как багряны, как снег, убелю их".

Поэтому для человека разумного, даже если у него серьезнейшие проблемы, у него есть возможность решить эти проблемы с помощью духовников в церкви. Крестившись, если он не крещен. Исповедовавшись, если есть греховные поступки. А если есть склонность к грехам, причаститься, чтобы попалить саму склонность.

И поверьте мне, чем чаще человек участвует в таинствах церкви, тем более ослабевает власть греха.

Статья основана на видео с ответами на вопросы протоирея Олега Стеняева

Читайте ещё: