Найти в Дзене
Святые места

«Там будет плач и скрежет зубов». Что будет в аду?

Сегодня мы обратимся к теме, которая является камнем преткновения для многих, даже православных людей. Это тема о вечных муках. Будут ли мучиться грешники, те, кто не познал Христа и не жил по Его святым заповедям? Эту тему нам подсказывает сегодняшнее Евангелие, в котором говорится о пире, устроенном неким господином для своих подчинённых, никто из которых не захотел прийти. Сейчас я не буду останавливаться на его содержании, обращу внимание только на последние фразы. В конце, когда пришли те, кого изначально не звали, но, когда их позвали, они все пришли, царь посмотрел на этих людей, чтобы увидеть, кто пришёл на брак его сына. Он увидел одного человека, который не был одет в брачную одежду. Напоминаю, что в древности, чтобы пойти на важное мероприятие, надевали самую лучшую одежду, не приходили в обычных штанах, в которых работали на стройке. Надевали самый лучший костюм, бабочку или галстук, белую рубашку и шли. Так и сегодня. Если это серьёзное мероприятие или, например, приём у

Сегодня мы обратимся к теме, которая является камнем преткновения для многих, даже православных людей. Это тема о вечных муках.

Будут ли мучиться грешники, те, кто не познал Христа и не жил по Его святым заповедям?

Эту тему нам подсказывает сегодняшнее Евангелие, в котором говорится о пире, устроенном неким господином для своих подчинённых, никто из которых не захотел прийти. Сейчас я не буду останавливаться на его содержании, обращу внимание только на последние фразы.

В конце, когда пришли те, кого изначально не звали, но, когда их позвали, они все пришли, царь посмотрел на этих людей, чтобы увидеть, кто пришёл на брак его сына. Он увидел одного человека, который не был одет в брачную одежду.

Напоминаю, что в древности, чтобы пойти на важное мероприятие, надевали самую лучшую одежду, не приходили в обычных штанах, в которых работали на стройке. Надевали самый лучший костюм, бабочку или галстук, белую рубашку и шли.

Так и сегодня. Если это серьёзное мероприятие или, например, приём у президента, никто не пойдёт в рабочей одежде.

Царь увидел одного человека, который был не в брачной одежде.

«Друг, как ты вошел сюда, не имея брачной одежды?»

А тот ничего не мог сказать, нечего было говорить, нечем было оправдаться. И сказал царь слугам:

«Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов».

Кромешная тьма по-славянски переводится на русский современный язык как «тьма внешняя». Корень «кроме» означает «кроме чего-то», то есть изгнали его не на пир, то есть кроме пира, вне пира, вне дома царского. Значит, его изгнали во тьму внешнюю.

Но в еврейском языке слово «ад», греческое слово «ад», звучит как «шеол». А «шеол» переводится как «место, где нет света».

Вот как раз туда, в этот шеол, во тьму внешнюю была извержена душа.

И добавил:

«Там будет плач и скрежет зубов».

Вы понимаете, где может быть плач и скрежет зубов. Конечно, в аду.

Те люди, которые утверждают, что не все, кто согрешил, пойдут в ад, но наоборот, все будут спасены Богом, всех Господь помилует, и грешники тоже. Они немного помучаются там, как у католиков в «чистилище», помучаются за свои грехи, а потом они все будут прощены. И бесы в том числе.

Понять этих людей можно, особенно наших современников. Ведь действительно многие, кто пришёл к Богу во время перестройки, незадолго до неё и после перестройки, когда такие явные гонения на церковь прекратились, и появилась духовная литература, открылись храмы и монастыри.

Люди стали переоценивать свои взгляды, которые внушали коммунисты и большевики. Они начали читать духовную литературу и поняли, что их обманывали в течение почти 100 лет. Многие тогда пришли ко Христу.

У них ведь чаще всего родители были коммунистами или просто неверующими людьми. Часто даже бабушка с дедушкой тоже были неверующими, комсомольцами.

Бабушка ходила в красной косынке, дедушка служил в Красной Армии и убивал священников, разрушал церкви. А так они хорошие люди, потом, как оказалось, жили честно, работали, трудились.

И, конечно, когда человек уверовал, он думает:

«Ну как же так, вот я уверовал, я спасусь. А что же с моими добрыми бабушками, дедушками, папой с мамой, братом с сестрой, которые неверующие?
Они хорошие, они много делали добра, искренне относились с любовью к людям, старались на благо Родины работать. Но неужели они будут мучиться во веки веков?»

Их понять можно. Мы любим своих близких, и нам страшно подумать, что они где-то там будут мучиться. Но давайте подумаем более глубоко над этой проблемой.

Дело вот в чём. Так же как и в Царстве Небесном, на будущей новой земле, под новым небом, как в откровении апостолу Петру и в ещё большей мере в откровении Иоанну Богослову, которое по-гречески называется «Апокалипсис».

Господь очень чётко обозначил, что эта Вселенная с нашим Солнцем и с нашими планетами Солнечной системы и вообще все галактики — всё это будет уничтожено, всё сгорит, и Господь воссоздаст новую Вселенную, новую Землю и новое небо.

И в этой Вселенной, на новой Земле, будут жить в новых телах, нетленных, подобных телу Господа Иисуса Христа, те, которые жили по-христиански, они будут жить вечно, потому что душа вечная. Тело умирает, наше бренное тело умрёт, но душа-то не умирает.

Личность человека, его ум, память, чувства, эмоции — всё это сохранится, это и есть, собственно, человек, душа.

Она живёт в телесной оболочке. Это своего рода скафандр. Скафандр износился — и его выбросили. Господь даст новый, новое тело, уже нетленное, такое, которое было у Адама до грехопадения.

А что будет с теми людьми?

Ещё раз аналогию проведём. Апостол Павел говорит о том, что и в Царстве Небесном люди будут на разных уровнях духовных. Одни будут как Солнце, другие как звёзды, кто-то будет как Луна.

То есть разное свечение у Солнца, у Луны и у звёзд. То есть будут различные места даже в Царстве Небесном, вот на этой новой земле. Не все будут в одном месте, и не все будут в одной благодати Святого Духа.

Точно так же многим святым отцам было открыто Богом, что и в тех местах, которые мы сейчас называем местами, лишёнными света, то есть ад, он тоже неоднозначен.

Там тоже множество мест. И если нищий ребёнок во время войны, во время голода, оставшийся без родителей, украл с прилавка булочку, он согрешил, безусловно, согрешил.

Но сравнить его преступление с преступлением какого-нибудь насильника, который изнасиловал женщину и убил, невозможно.

Естественно, и наказание не может быть одинаковым. Даже если того мальчонку вдруг убили какие-то злые люди, то он не может быть наказан так же, как тот насильник и убийца.

В аду, мы условно его назовём адом, в этой тьме духовной, есть масса других мест. И если человек жил благочестивой жизнью, даже не веруя в Бога, во Христа, например. Ведь даже среди мусульман есть люди, которые живут праведной жизнью, но реально никого не обижают, стараются всем помочь.

И что, говорят некоторые люди, они все пойдут в огонь вечный? Да нет, в том-то и дело, что в огне вечном будут вот такие насильники.

А праведные люди, хотя и не познавшие Бога, мучиться не будут. И младенцы абортированные не виноваты ни в чём, у них нет личных грехов, они тоже не будут мучиться. Да, они не будут в Царстве Небесном, они будут в некоем вполне достойном месте, где мучений никаких не будет.

Они не будут видеть Господа, они не будут в такой славе. Но в этом месте, лишённом Бога, которое условно называется «место тёмное», там тоже не все будут одинаково мучиться.

Более того, мы, оставшиеся на земле, ещё живые их потомки, если любили своих бабушек, дедушек, папу, маму, и они умерли без покаяния, мы тоже не должны терять надежды на то, что мы можем им помочь.

Святая Церковь говорит о том, что молитвы за своих усопших предков облегчают ту жизнь, которую они будут вести в том духовном мире, лишённом Бога, но в то же время там есть разные степени.

И наши молитвы, и наши добрые дела, которые мы посвящаем ради этих людей, облегчат их пребывание там, и они не будут мучиться, если они действительно были приличными людьми.

Поэтому не нужно думать, что все обязательно будут в одном месте, все будут гореть, и всех будут терзать демоны одинаково. Ничего подобного.

Господь милостив. И там тоже будут места, которые не такие страшные и мучительные. Наоборот, достаточно спокойные, без всяких мучений. Вот это правильное понимание, и не надо бояться.

Кстати говоря, недавно я услышал откровение одного имама. Он говорил по-арабски, но был текстовый перевод, бегущая строка. И этот имам удивительным образом пришёл к пониманию, что Христос есть истинный Бог, и крестился.

Но что удивительно, он не читал никаких христианских книг, он не разговаривал ни с какими верующими христианами, которые убедили бы его в правоте христианства. Он сам рассказывает, что стал христианином только благодаря Корану.

Вот несколько выдержек из его откровения:

«Я посчитал, сколько раз в Коране употребляется имя Господа Иисуса Христа. 25 раз. А сколько Магомета? 7 раз. Как именуется Христос в Коране? Христос называется “Словом Божьим”».

В другом месте он говорит:

«Словом Божьим Аллах сотворил весь этот мир».

И другие приводят ещё откровения из Корана, а в конце говорит, что в Коране написано:

«Если что-то тебе не понятно, читай Библию, то есть Ветхий и Новый Завет».

И он говорит, что он всё это сопоставил с тем, что делал Христос.

А что делал Христос?

Он воскрешал мёртвых, Он оживил разложившегося человека, Он дал глаза человеку, у которого их не было вообще, Он изгонял бесов.

В тексте Корана есть такой эпизод, когда Христос был маленьким, он слепил из глины птичку, а потом дунул на неё, и птичка ожила и взлетела. И он говорит:

«Тот, кто мог создать всё, а Словом Божьим всё создано, тот, кто может из глины сделать живое существо, но кто это? Это только Бог».

В результате имам стал христианином.

Но и те мусульмане, которые живут действительно благочестивой жизнью, и у них нет смертных грехов — убийства, изнасилования, блуда — эти тоже не будут мучиться.

Да, они в Царство Небесное не могут попасть, это однозначно. Только те, которые крещены. Но тем не менее и мучения эти благочестивые люди будут испытывать, они будут в хорошем месте.

Конечно, в церкви мы не имеем права за иноверцев подавать на проскомидию. Священник не может частички вынимать за человека, который не является членом церкви. Но дома мы можем молиться абсолютно за любого, даже за чернокожего из племени Маори.

Мы можем молиться за любого, кого мы любим, кому мы желаем добра и спасения. Но всё-таки Христос сказал, что тот, кто не крестится, жизни вечной не наследует.

Не нужно отчаиваться, не нужно думать, что все будут в таком тяжёлом состоянии. Мы должны молиться за своих близких, никто не запрещает нам любить их. И если мы хотим им добра, мы должны за них молиться, и тем самым помочь им на том свете.

Читайте еще:

Текст основан на видео с канала «Кавказский скит»