Найти тему

ТЩАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕКРЕТНЫХ СВИТКОВ ДАЙТО-РЮ (ЧАСТЬ 3): ЭВОЛЮЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДАЙТО-РЮ И АЙКИДО

В этом цикле статей мы исследуем секретные свитки Дайто-рю в поисках скрытых корней Айкидо. В первой части мы проанализировали техническое содержание первого свитка, «Хидэн мокуроку», и определили техники, которые впоследствии стали базовыми в айкидо. Во второй части мы сосредоточились на родословной, записанной в свитках, а также на истории возникновения Дайто-рю, рассказанной Такэда Сокаку.

В этой статье мы рассмотрим, как на самом деле Такэда Сокаку обучал базовым техникам на своих семинарах. Мы рассмотрим, чему на самом деле научился Уэсиба Морихэй во время своих первых тренировок Дайто-рю, как учение Сокаку повлияло на айкидо, а также как оно интерпретируется в современных кругах Дайто-рю.

Учебная программа Сокаку в конце периода Мэйдзи (1899-1912 гг.)

Сокаку вёл записи о своей преподавательской деятельности в эймэйроку (регистрационной книге), на основании которых мы знаем, что он начал преподавать Дайто-рю в 1899 году. Сокаку обычно проводил семинары продолжительностью 10 дней. В первые годы он нумеровал эти семинары в эймэйроку, и их число доходило до пяти.

Так, Сато Садами (佐藤完實), один из первых учеников Сокаку, прошёл обучение в пяти случаях, которые перечислены ниже:

-2
Портрет Сато Садами (1868 - ?) слева. Запись в эймэйроку Сокаку о 5-м инструктаже Сато Садами по Дайто-рю дзюдзюцу (第五回目大東流柔術教授 отмечено красным), который состоялся в полицейском управлении Ёсиока в 1904 году. Согласно этой странице, Сато был членом как Дай Ниппон Бутокукай (1), так и Тэйкоку Сёбукай (2).
Портрет Сато Садами (1868 - ?) слева. Запись в эймэйроку Сокаку о 5-м инструктаже Сато Садами по Дайто-рю дзюдзюцу (第五回目大東流柔術教授 отмечено красным), который состоялся в полицейском управлении Ёсиока в 1904 году. Согласно этой странице, Сато был членом как Дай Ниппон Бутокукай (1), так и Тэйкоку Сёбукай (2).

После пяти семинаров с Сокаку Сато получил два свитка (3) и стал одним из самых первых кёдзю дайри (教授代理, представитель наставника) в истории Дайто-рю (4). Будучи членом организации Тэйкоку Сёбукай, продвигавшая японские боевые искусства через дистанционное обучение, Сато активно преподавал и публиковал материалы по самообороне, в том числе и по технике Дайто-рю. В предисловии к одной из своих публикаций он пишет:

«Я учился у учителя по имени Такэда Сокаку, который был самураем бывшего княжества Айдзу, обучавшим Дайто-рю (отомэ-рю – «тайное искусство» Айдзу) и получил в нём мэнкё кайдэн...»
Сато Садами. Лекция по женской самообороне (女子護身術講義), опубликовано в журнале Бугэй, июльский номер, 1915 г.

Сато называет себя мэнкё кайдэн (обладатель полной передачи знаний школы), что, как мы показали в предыдущей статье, говорит о том, что пять семинаров и два свитка, полученные им от Сокаку, составляли весь объём передачи Дайто-рю в то время. К счастью, мы располагаем информацией о технической программе обучения Сокаку в конце эпохи Мэйдзи от другого его раннего ученика Кавамата Кодзо (川俣興造), который стал учеником Сокаку в 1906 году. На следующей странице эймэйроку записано его обучение в 1906 году.

Молодой Такэда Сокаку в сопровождении двух неизвестных дам в Ямагата, 1906 г. Записи из эймэйроку Сокаку об обучении Кавамата Кодзо в префектуре Ямагата в том же году. Имя Кавамата выделено красным цветом.
Молодой Такэда Сокаку в сопровождении двух неизвестных дам в Ямагата, 1906 г. Записи из эймэйроку Сокаку об обучении Кавамата Кодзо в префектуре Ямагата в том же году. Имя Кавамата выделено красным цветом.

Это малоизвестный факт, но Кавамата продолжал преподавать Дайто-рю в Ямагата и после войны. О нём писали в местной газете «Сёнай Ниппо» (庄内日報) примерно в 1954 году. В этой газетной статье он рассказывает о том, как и чему он научился у Такэды Сокаку, следующим образом:

(Кавамата Кодзо) пригласил мастера Такэда и попросил его остаться на два или три месяца, а по окончании обучения он стал мэнкё кайдэн.
Г-н Кавамата является прямым учеником мастера Такэда и единственным мэнкё кайдэн в префектуре, которому был вручены свитки. И сегодня он практикует 5 техник в положении сидя (дза-тори), 5 техник в положений сидя-стоя (хандза-хандати), 16 техник в положении стоя (тати-дори), 1 технику с зонтиком (каса-дори), 3 техники против двух противников (футари-дзумэ), 1 технику удержания трёх противников (саннин-осаэ), 2 техники против меча (тати-дори), 2 техники с веревкой, 15 атакующих техник (какэтэ), атэмидзюцу и многое другое, и ему разрешено выдавать лицензию Сёдан тем, кто освоил эти техники.
Кавамата Кодзо в «Сёнай Ниппо» (庄内日報) ок. 1954 г.

Это ещё один пример того, что в раннем Дайто-рю можно было за короткое время освоить все техники и стать мэнкё кайдэн. Отметим, что упоминание системы рангов дан весьма необычно. По всей видимости, она была разработана сыном и преемником Сокаку, Токимунэ, и именно о ней мы недавно писали в нашей статье.

Кавамата Кодзо и статья о нём в газете «Сёнай ниппо» (庄内日報) ок. 1954 г. Часть статьи о его тренировках у Такэды Сокаку выделена желтым цветом
Кавамата Кодзо и статья о нём в газете «Сёнай ниппо» (庄内日報) ок. 1954 г. Часть статьи о его тренировках у Такэды Сокаку выделена желтым цветом

Программа обучения Дайто-рю, которую Кавамата изучил и передал своему ученику, имеет поразительное сходство с содержанием свитка «Хидэн Мокуроку». В следующей таблице приводится их сравнение.

Технические группы и количество техник, перечисленных в свитке «Хидэн мокуроку» и упомянутые Кавамата Кодзо. Подробнее о техническом содержании первого свитка Дайто-рю можно прочитать здесь.
Технические группы и количество техник, перечисленных в свитке «Хидэн мокуроку» и упомянутые Кавамата Кодзо. Подробнее о техническом содержании первого свитка Дайто-рю можно прочитать здесь.

Раздел тати-дори («стоя») свитка «Хидэн мокуроку» описывает 27 техник, 17 защитных и 10 атакующих (какэтэ). На самом деле, в списке, заканчивающемся примечанием, есть еще две техники, не включенные в 118 кадзё (Хидэн мокуроку). С другой стороны, в списке Кавамата 16 техник тати-дори и 15 техник какэтэ перечислены отдельно, в общей сложности упоминается 31 техника стоя. И «Хидэн мокуроку», и Кавамата упоминают три техники против двух противников. В свитке «Хидэн мокуроку» приёмы против трёх или четырех противников явно не описаны, но упоминается, что в этих ситуациях техника должна выполняться по тому же принципу. В списке Кавамата используется слово саннин-осаэ (三人押), означающее «три человека, прижатые друг к другу». Однако неясно, относится ли это к технике, когда тори прижимает к земле трёх противников (как упоминалось в «Хидэн мокуроку»), или техника начинается с ситуации, когда тори прижимают к земле трёх противников. Последний вариант на самом деле описан во втором свитке «Хидэн окуги-но кото» (秘伝奥儀之事).

Саннин-дори из положения стоя демонстрирует Хиса Такума (вверху), а из положения лежа - Хорикава Кодо (внизу).
Саннин-дори из положения стоя демонстрирует Хиса Такума (вверху), а из положения лежа - Хорикава Кодо (внизу).

Сокаку, по-видимому, обучал приёмам задержания с использованием верёвки, которые также описаны в материалах Хиса Такума, посвященных полицейским приёмам задержания. Двенадцать техник в положений сидя и пять стоя-сидя были опубликованы Каваматой в иллюстрированном техническом руководстве в 1932 г. под названием «Гокуи Хидэн Госиндзюцу Кёдзюсё» (極意秘伝護身術教授書, «Секретный учебник по самообороне») Часть 1 (巻一). «Часть 1» в названии предполагает наличие других томов, знакомящих с остальной программой обучения, однако он не найден или, возможно, не был опубликован.

Учебник Кавата Кодзо по Дайто-рю дзюдзюцу «Гокуи Хидэн Госиндзюцу Кёдзюсё», часть 1, 1932 г. на иллюстрация показан ы техники сёмэн-ути иккадзё (в центре) и хандза-хандати кататэ-дори сихо-нагэ (слева).
Учебник Кавата Кодзо по Дайто-рю дзюдзюцу «Гокуи Хидэн Госиндзюцу Кёдзюсё», часть 1, 1932 г. на иллюстрация показан ы техники сёмэн-ути иккадзё (в центре) и хандза-хандати кататэ-дори сихо-нагэ (слева).

Каждая техника в книге показана на трёх фотографиях с некоторыми дополнительными пояснениями. Техники и их порядок, по-видимому, очень близки к тем, что описаны в свитке «Хидэн мокуроку», что подтверждает идею о том, что Сокаку преподавал в соответствии со свитками («Хидэн мокуроку» и «Хидэн окуги-но кото») в первые годы своей преподавательской карьеры. Самые ранние свитки («Хидэн мокуроку» и «Хидэн окуги-но кото»), о которых мы знаем, датируются 1899 годом, и на самом деле нет никаких свидетельств существования Дайто-рю до этого. Если мы предположим, что Дайто-рю была создана (или, точнее, составлена её учебная программа, или переименован уже существовавший стиль дзюдзюцу) Сокаку в 1899 году на основе его более ранних исследований корю дзюдзюцу, разумно предположить, что он преподавал в соответствии с этими свитками, которые он только что создал. В данном случае технические пояснения, приведённые в свитках, чрезвычайно интересны, поскольку их можно рассматривать как подлинные слова самого Сокаку, когда он диктовал при составлении свитка. Другие свитки, такие как Дайто-рю айкидзюдзюцу окуги, Дайто-рю Айкидзюдзюцу хи-окуги-но кото и Кайдэн-но кото, впервые появляются в 1930-х годах и, скорее всего, были созданы Сокаку в более поздние годы его жизни.

Базовая учебная программа Сокаку в эпохи Тайсё и Сёва (1912 ~ 1943)

Похоже, что учебная программа Сокаку росла по мере того, как он разрабатывал и изобретал новые техники в конце 1900-х годов. Вместо того чтобы преподавать в порядке следования свитков, он перешёл к иной структурированной и более легкой для запоминания системе базовых техник, которая имела пять уровней. В японской версии Aiki News Такахаси Масару, исследователь Дайто-рю и ученик Сагавы Юкиёси (佐川幸義), опубликовал серию статей, посвященных учебной программе и содержанию семинаров Сокаку. Давайте подытожим наиболее важные моменты учения Сокаку этой эпохи.

Основываясь на утверждении Сагавы Юкиёси, когда его отец Сагава Нэнокити (佐川子之吉) начал изучать Дайто-рю в 1912 году, основы Дайто-рю уже имели четкую пятиуровневую структуру, и для их названия использовались конкретные названия от «иккадзё» до «гокадзё». Каждое «кадзё» состояло примерно из 30 техник. В зависимости от типа телосложения и навыков ученика Сокаку мог обучить большему количеству вариаций техники, поэтому трудно точно сказать, сколько техник было в конкретном кадзё. Сокаку обучал этим наборам техник во время своих 10-дневных семинаров со скоростью около 3 техник в день.

Как вспоминает Сагава сэнсэй, содержание семинара Сокаку по иккадзё было следующим:

Содержание семинара Сокаку по иккадзё по воспоминаниям Сагавы Юкиёси5. Техники, отмеченные красным цветом, приведены в свитке «Хидэн мокуроку» в соответствии с тем, чему Сокаку якобы учил в первые годы своей жизни.
Содержание семинара Сокаку по иккадзё по воспоминаниям Сагавы Юкиёси5. Техники, отмеченные красным цветом, приведены в свитке «Хидэн мокуроку» в соответствии с тем, чему Сокаку якобы учил в первые годы своей жизни.

Сокаку всегда начинал свои семинары с рётэ-дори айки-агэ (кокю-хо в айкидо) из положения сидя. Затем следовала техника удержания иккадзё (иккё в айкидо) от различных атак, сначала в положении сидя, а затем стоя. В списке удержание иккадзё появляется в 22 различных ситуациях. Как только кто-то запоминал эту технику, ему оставалось только научиться применять её против различных атак, что делало учебную программу Сокаку очень легкой для запоминания новичками. Кроме того, мы можем увидеть другие базовые техники бросков, включенные в учебную программу, такие как сихо-нагэ, котэ-гаэси, дзюдзи-гарами или сокумэн ирими-нагэ, не во всех, а только в определенных ситуациях. На следующем рисунке кратко представлена программа семинара Сокаку по иккадзё.

Краткое изложение программы семинара по иккадзё Такэды Сокаку. Иллюстрация из книги Уэсибы Морихэя «Будо Рэнсю», опубликованной в 1933 году.
Краткое изложение программы семинара по иккадзё Такэды Сокаку. Иллюстрация из книги Уэсибы Морихэя «Будо Рэнсю», опубликованной в 1933 году.

После того как ученик прошёл семинар Сокаку по иккадзё, на следующем семинаре он осваивал никадзё от всех вышеперечисленных атак и, кроме того, другие варианты бросковых техник. Затем следовали семинары санкадзё, ёнкадзё и гокадзё.

В свете вышесказанного неудивительно, что Сокаку рассказал о своём искусстве журналисту в газетной статье, опубликованной в 1930 году.

«Он (Сокаку) также сказал мне (журналисту), что, поскольку его стиль боевого искусства был очень прост в изучении, он никогда не показывал свои приёмы публике...
Има Бокудэн - Токийская газета «Асахи», 1930 г.

Сагава Юкиёси и его отец Нэнокити участвовали и сопровождали Сокаку на многих его семинарах в качестве помощников инструктора.

Примеры нескольких записей в сярэйроку (книге платежей) Сокаку, в которых упоминаются отец и сын Сагава. Запись о Нэнокити за 1913 год вверху, Нэнокити и Юкиёси за 1924 год внизу слева и Юкиёси за 1939 год внизу справа.
Примеры нескольких записей в сярэйроку (книге платежей) Сокаку, в которых упоминаются отец и сын Сагава. Запись о Нэнокити за 1913 год вверху, Нэнокити и Юкиёси за 1924 год внизу слева и Юкиёси за 1939 год внизу справа.

Судя по их заявлениям, базовая программа семинаров Сокаку от иккадзё до гокадзё не менялась с 1912 г. до последних лет жизни Сокаку. Поскольку Сокаку больше не преподавал в соответствии со свитками, свиток «Хидэн мокуроку» служил лишь своего рода сертификатом, который выдавался после участия в ряде семинаров, и его содержание уже не отражало реальную программу семинаров Сокаку.

Учебная программа по Айкидо Уэсибы Морихэя

Уэсиба Морихэй (植芝盛平) впервые встретился с Такэдой Сокаку в 1915 г. в гостинице Хисада на Хоккайдо, где он принял участие в 10-дневном семинаре Сокаку благодаря представлению Ёсиды Котаро (журналиста и кёдзю-дайри Сокаку).

Слева - гостиница «Хисада», где Уэсиба Морихэй впервые принял участие в семинаре Сокаку по Дайто-рю дзюдзюцу. Справа (сидят в первом ряду) Уэсиба Морихэй и Ёсида Котаро на Хоккайдо примерно в то время.
Слева - гостиница «Хисада», где Уэсиба Морихэй впервые принял участие в семинаре Сокаку по Дайто-рю дзюдзюцу. Справа (сидят в первом ряду) Уэсиба Морихэй и Ёсида Котаро на Хоккайдо примерно в то время.

В качестве помощника Сокаку там же находился Сагава Нэнокити, который годом ранее был назначен кёдзю-дайри. (6)

Сагава Нэнокити с Такэда Сокаку (1914 г.) слева. Запись о назначении Нэнокити кёдзю-дайри за 1914 г. в центре. Справа - учебная брошюра Нэнокити, в которой записана первая тренировка Уэсибы Морихэя (第一回) с 20 февраля по 5 марта 1915 г.
Сагава Нэнокити с Такэда Сокаку (1914 г.) слева. Запись о назначении Нэнокити кёдзю-дайри за 1914 г. в центре. Справа - учебная брошюра Нэнокити, в которой записана первая тренировка Уэсибы Морихэя (第一回) с 20 февраля по 5 марта 1915 г.

Основываясь на словах Сагавы, сообщенных Такахаси относительно преподавания Сокаку, мы можем предположить, что вышеупомянутая учебная программа иккадзё описывает то, с чем столкнулся Уэсиба Морихэй во время своего первого семинара. Уэсиба был настолько впечатлен, что остался ещё на два семинара, где, предположительно, изучал никадзё и санкадзё. После этого Морихэй пригласил Сокаку в Сиратаки к себе домой и вместе с другими жителями деревни изучал Дайто-рю дзюдзюцу7. Согласно сярэйроку (книга платежей) Сокаку, в следующем году Уэсиба участвовал в четырех последовательных семинарах в феврале и марте, после чего он получил «Хидэн окуги-но кото», второй свиток Дайто-рю. К сожалению, у нас нет записей о свитке Уэсибы «Хидэн мокуроку», который он, должно быть, получил немного раньше.

Записи об оплате после 4 последовательных 10-дневных семинаров в Сиратаки, датированные 6, 16, 26 февраля и 8 марта 1916 года. Имя Уэсибы Морихэя выделено красным цветом. В последних двух случаях Уэсиба заплатил 15 иен вместо обычной платы за семинар в размере 10 иен. Скорее всего, он получил свои свитки после этих семинаров.
Записи об оплате после 4 последовательных 10-дневных семинаров в Сиратаки, датированные 6, 16, 26 февраля и 8 марта 1916 года. Имя Уэсибы Морихэя выделено красным цветом. В последних двух случаях Уэсиба заплатил 15 иен вместо обычной платы за семинар в размере 10 иен. Скорее всего, он получил свои свитки после этих семинаров.

В предыдущей статье мы уже обобщили то, что нам известно о тренировках Уэсибы по Дайто-рю под руководством Сокаку. Рассказывают, что Уэсиба завершил создание своего айкидо после своего уединения в Ивама, где он занимался обучением будо и сельским хозяйством (8). Как мы уже видели, система обучения, основанная на обучении основным техникам защиты от всех типов атак, была создана Такэдой Сокаку. Техники бросков, такие как сихо-нагэ, котэ-гаэси или сокумэн ирими-нагэ, практиковались от конкретных атак, но не все из его базовой учебной программы. В соответствии с системой Сокаку, современное айкидо не только имеет пять основных техник удержания (от иккё до гокё), практикуемых от всех возможных атаках, но также имеет пять основных бросковых техник, таких как сихо-нагэ, ирими-нагэ, котэ-гаэси, кайтэн-нагэ и кокю-хо (сокумэн ирими- нагэ). Простота системы облегчает её запоминание новичками, что, вероятно, во многом способствовало быстрому распространению айкидо в мире в послевоенный период.

Уэсиба Морихэй демонстрирует сувари-ваза сёмэн-ути иккё в новом Хомбу додзё в последние годы своей жизни.
Уэсиба Морихэй демонстрирует сувари-ваза сёмэн-ути иккё в новом Хомбу додзё в последние годы своей жизни.

«Хидэн мокуроку» Такэды Токимунэ (118 кадзё)

Как мы уже видели, Такэда Сокаку, скорее всего, преподавал в соответствии со свитками в конце эпохи Мэйдзи. В первом свитке «Хидэн мокуроку» упоминается 118 пунктов технических объяснений (из которых 88 написаны подробно) описывающих 36 защитных и 16 атакующих техник, таким образом, всего 52 техники. Обратите внимание, что защитные приемы описаны в двух пунктах, а атакующие - в одном пункте.

Начиная с эпохи Тайсё, Сокаку уже разработал свою базовую учебную программу из пяти уровней от иккадзё до гокадзё. Каждое «кадзё» состояло примерно из 30 техник, таким образом, общая учебная программа насчитывала не менее 150 техник.

Сын и преемник Сокаку, Такэда Токимунэ (武田時宗), по-видимому, подразумевал, что 118 пунктов свитка «Хидэн мокуроку» были 118 реальными техниками, поскольку в его системе 118 реальных техник, которые разделены на пять групп техник, также известных как иккадзё, никадзё, санкадзё, ёнкадзё и гокадзё. Иккадзё, никадзё и санкадзё включают в себя 30 техник:10 техник сидя, 5 техник сидя-стоя, 10 техник стоя и 5 техник от нападения сзади. Однако в его системе техники сидя называются идори, а техники стоя - татиаи вместо дзатори и татидори, соответственно, как они записаны в свитках Сокаку. Кроме того, усиро, или техники от атак сзади, составляют отдельную группу внутри каждого кадзё. Ёнкадзё содержит 15 приемов стоя, а гокадзё включает в себя 6 приёмов стоя и пару приёмов владения оружием.(9)

На этом видео Токимунэ сэнсэй демонстрирует технику иккадзё в положении сидя и стоя. Обратите внимание, что некоторые техники отличаются от тех, что практикуются в линии Токимунэ сегодня.4:14

Ещё один вклад Токимунэ в развитие программы Дайто-рю заключается в том, что он дал название каждой технике, что облегчило практикующим запоминание и отработку программы.

Далее мы сравним техники из программы семинара по иккадзё Сокаку с техниками из набора 30 иккадзё Токимунэ. Стрелками показаны взаимосвязанные техники в этих двух системах. Техники, написанные красным цветом, можно найти в свитке «Хидэн мокуроку» (т.е. в учебном плане Сокаку в его ранние годы).

-16
-17

Как видно из таблицы, система Токимунэ утратила некоторые особенности системы Сокаку, а именно: определенная техника удержаний (иккадзё, никадзё, санкадзё...) применяется от целого ряда возможных нападений. Если говорить более конкретно, то на семинаре Сокаку иккадзё применялся от 22 различных атак, в то время как в 30 техник иккадзё Токимунэ включены только 5 удержаний, похожих на иккё (иппон-дори х 2, гяку удэ-дори х 2, татэ-эри-дори). Остальные приёмы - это некоторые варианты, которые Сокаку преподавал на своих семинарах иккадзё или других семинарах, и, вероятно, некоторые собственные разработки Токимунэ. Аналогично, никадзё, санкадзё, ёнкадзё и гокадзё - это набор различных техник, а не одна и та же техника удержания, применяемая от различных атак. В этом смысле программу айкидо можно считать в принципе более близкой к системе Сокаку, чем современное Дайто-рю Айкибудо. Следует также отметить, что вариации некоторых техник, таких как сихо-нагэ или котэ-гаэси, встречаются в нескольких кадзё.

Токимунэ Сокэ в своём Дайтокан Додзё в Абасири, Хоккайдо
Токимунэ Сокэ в своём Дайтокан Додзё в Абасири, Хоккайдо

Подчеркивая влияние Токимунэ, его версия «Хидэн мокуроку» (118 техник) в настоящее время практикуется наибольшим числом практикующих Дайто-рю. Не только линия Токимунэ, но и Такумакай, которая является второй по величине организацией Дайто-рю (после смерти Хисы Такумы), включила 118 техник Токимунэ в качестве основ и требований экзамена. Другие линии, такие как линии Сагава и Хорикава, имеют свою собственную программу обучения технике.

Резюме

Такэда Сокаку начал преподавать Дайто-рю в 1899 году. С самого начала существовало два свитка («Хидэн мокуроку» и «Хидэн окуги-но кото»), и Сокаку, скорее всего, преподавал в соответствии с ними.

Позже Сокаку ввёл систему базовых техник, которая имела пять уровней от иккадзё до гокадзё. В этой системе применяется определенная техника закрепления при различных атаках. Кроме того, в программу его семинаров были добавлены вариации и техника бросков, но только для определенных атак.

Сын и преемник Сокаку Такэда Токимунэ приравнял 118 кадзё (пунктов) свитка «Хидэн мокуроку» к 118 техникам, разделив их на пять групп, также известных как иккадзё и гокадзё. В его системе идея Сокаку о применении одной и той же техники от различных атак менее очевидна.

Уэсиба Морихэй сохранил идею Сокаку о выполнении одной и той же техники при разных возможных нападениях. Основываясь на этом методе, в айкидо используются не только пять основных техник удержания (иккё, никё, санкё, ёнкё и гокё), но и пять основных бросковых техник (сихо-нагэ, ирими-нагэ, котэ-гаэси, кайтэн-нагэ и кокю-хо (сокумэн ирими-нагэ)), изучаемые в базовом учебном плане от разных атак. Простота системы облегчает её запоминание новичками, что во многом способствовало быстрому распространению айкидо в мире в послевоенный период.

Примечание:

  1. Организация, созданная в 1895 году японским правительством для продвижения и сохранения традиционного будо.
  2. Организация, созданная Ногути Сэйхатиро (野口正八郎), пропагандирующая японские боевые искусства через дистанционное обучение.
  3. Основано на кратком биографическом очерке Сато, опубликованном в 日本魂, 1906
  4. Неполный список кёдзю дайри опубликовал Стэнли Пранин
  5. Aiki News 129 and 143 武田惣角先師の旧大東流の技法体系について
  6. 佐川幸義先生・合気写真集 Dou-shuppan, 2022
  7. 合気道 その歴史と技法 Tankobon Hardcover – April 13, 2022
  8. Iwama: Birthplace of Aikido by Stanley Pranin Aiki News #130
  9. 大東流合気武道百十八ヶ条 by Ishibashi Yoshihisa, Daito-ryu Aikijujutsu DVD by Kondo Katsuyuki

Источник: Mihály Dobróka. A Thorough Look Into the Secret Scrolls of Daito-ryu Part 3: The Evolution of Basic Daito-ryu and Aikido Curriculum

Начало:

ТЩАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕКРЕТНЫХ СВИТКОВ ДАЙТО-РЮ (ЧАСТЬ 1)

ТЩАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕКРЕТНЫХ СВИТКОВ ДАЙТО-РЮ (ЧАСТЬ 2)

Другие статьи о Дайто-рю:

БЫЛ ЛИ КОБАЯСИ ХИРОКАДЗУ МАСТЕРОМ ДАЙТО-РЮ АЙКИДЗЮДЗЮЦУ?

ЧТО ТАКОЕ АЙКИ? ЗНАЧЕНИЕ, ИСТОРИЯ И ТОЛКОВАНИЕ

АНАЛИЗ СВИТКА ПОЛНОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИИ ДАЙТО-РЮ ЭПОХИ МЭЙДЗИ

СЮГЁ РОЯ ГОЛДБЕРГА СЭНСЭЯ: ПЕРЕДАЧА ДАЙТО-РЮ АЙКИДЗЮДЗЮЦУ КИЯМАКАЙ

ХРАНЕНИЕ СЕКРЕТОВ В ТРАДИЦИОННЫХ ШКОЛАХ НА ПРИМЕРЕ ДАЙТО-РЮ

РЕАЛИЗМ В ЯПОНСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ

МАКИТА КАНЪИТИ, ДОТОШНЫЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР ТЕХНИК ДАЙТО-РЮ

МЭНКЁ КАЙДЭН И ЭВОЛЮЦИЯ СЕРТИФИКАТОВ ДАЙТО-РЮ

-19

ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПОЕДИНКИ ЯГЮ ДЗЮБЭЯ (ОЗВУЧКА)