Автолюбители, которые игнорируют правильное обслуживание аккумуляторной батареи, не заботятся о своих расходах и работоспособности систем машины. Если не соблюдать рекомендации по уходу, снижается емкость и срок службы АКБ. Кроме всего прочего, такая АКБ ведет к неустойчивой работе двигателя и других систем в автомобиле. А это уже представляет опасность для самого водителя.
От чего зависит срок службы аккумулятора
Конечно, на продолжительность жизни батареи влияют разные факторы: от марки, технологии изготовления до климата. При этом не на последнем месте стоит и уровень технического обслуживания. Важно еще учитывать стиль и частоту вождения. Например, если машина редко выезжает, АКБ постепенно разрядится и быстрее выйдет из строя.
В среднем аккумуляторные батареи служат 3–5 лет, но при заботливом отношении и постоянном обслуживании этот показатель можно увеличить.
Уровень разряженности
Если источник питания часто разряжается до 50%, то вскоре утратит часть емкости и не сможет заряжаться на 100%. Что, в свою очередь, вынуждает водителя обращаться в автомагазин раньше запланированного срока.
При этом полная разрядка безвозвратно портит аккумулятор, особенно если это случается на регулярной основе. Нужно заряжать АКБ при первой же возможности, чтобы не допустить глубокого разряда.
Также длительное хранение с низким уровнем энергии способствует глубокой разрядке. Поэтому, если приходится ставить автомобиль или отдельно батарею на хранение, рекомендуется периодически проверять и ставить ее на подзарядку.
Для сохранения рабочих характеристик лучше всего держать подзаряд в диапазоне 80–100%, таким образом вы убережете источник питания от ранних поломок.
Температура эксплуатации
Температура окружающей среды считается еще одним важным фактором, влияющим на срок эксплуатации. Жара ведет к более быстрому износу и уменьшению емкости. Некоторые исследования свидетельствуют также о том, что при повышенных температурах есть риск повреждения сепаратора и других компонентов.
Аналогично и низкие температуры снижают производительность и сокращают резерв батареи. Кроме того, в холоде процесс зарядки замедляется, а риск разрядки возрастает.
Продолжительная работа автоаккумулятора при экстремальных климатических условиях (езда в жару, в условиях тяжелого трафика) может привести к быстрому износу. Поэтому полезно следить за состоянием моторного отсека и правильной вентиляцией, чтобы снизить риск перегрева.
Состояние бортовой сети
Бортовая сеть потребляет электроэнергию, которую выдает генератор. Когда задействовано слишком много потребителей (фары, кондиционер, музыка и т. д.), генератор может не успевать вырабатывать достаточное количество энергии. В таком случае аккумуляторная батарея начинает работать в режиме дополнительного источника. Если слишком часто прибегать к такому использованию, батарея начнет быстро разряжаться.
Также на срок службы АКБ напрямую влияет и то, в каком техническом состоянии находится бортовая сеть автомашины. Если электросистема не работает как надо, возможны постоянные разрядки и перезарядки. В конечном итоге это влияет на ресурс аккумулятора.
Также недостаточное или избыточное напряжение на аккумуляторе приводит к выходу из строя. Перегрузка сети, использование неисправных компонентов провоцирует короткое замыкание. После которого остается только покупка нового источника питания.
Поэтому полезно вовремя проверять и менять неисправные детали бортовой сети.
Коррозия
Процесс коррозии настигает пластины и элементы корпуса, что негативно сказывается на продолжительности работы. К примеру, коррозия вызывает ржавчину на клеммах и проводах. Это не дает батарее полноценно восстанавливать энергию и провоцирует быстрый износ.
Поэтому в целях профилактики полезно регулярно проверять и очищать клеммы и корпус, а также обеспечить правильное использование и зарядку.
Сульфатация
Сульфатация — частое явление, при котором на поверхности пластин в корпусе батареи образуются кристаллы свинца. Такие кристаллы в дальнейшем мешают нормальной скорости зарядки. При большом объеме сульфатации сокращается и период эксплуатации аккумулятора, так как, помимо снижения емкости, растет внутреннее сопротивление.
Как обслуживать аккумулятор автомобиля самостоятельно
Не стоит бояться сделать что-то неправильно, если не знаете, как ухаживать за аккумулятором. Обслуживание АКБ требует минимальных навыков и может быть выполнено даже малоопытным водителем. Алгоритм действий следующий:
- Проверьте уровень электролита (там, где это допускает конструкция). Убедитесь, что жидкость покрывает пластины на 15–20 мм. Долейте дистиллированной воды, если электролита недостаточно.
- Очистите контакты и клеммы от грязи, пыли и коррозии. Можно воспользоваться щеткой, раствором соды или наждачной бумагой.
- Проверьте напряжение: с использованием вольтметра или мультиметра замерьте напряжение между полюсами АКБ. Нормальное значение должно быть в диапазоне 12,6–12,7 В.
- Зарядите аккумуляторную батарею: при слишком низком напряжении помогает подзарядка при помощи зарядного устройства.
- Проведите осмотр внешнего вида: если корпус поврежден, треснут, обветшал, нужно заменить батарею. Впоследствии это избавит от протечек электролита и других происшествий на дороге.
Заключение
Помните: автоаккумулятор — важная часть автомобиля, поэтому его обслуживание должно проходить регулярно. Соблюдайте при этом меры предосторожности, используйте защитные перчатки и очки. Внутри корпуса находится электролит, который по своему составу является раствором серной кислоты и разъедает кожу. А если есть сомнения, как правильно обслуживать АКБ, всегда лучше обратиться к профессионалам.