Найти тему
Алексей Харин

УРОКИ «СИМЕОНА ГОРДОГО»

В продолжение недавнего поста о первых романах Д.М. Балашова выложу ещё один свой материал о его книгах. Речь идёт о романе Д.М. Балашова «Симеон Гордый». Четвёртый из его серии, и пока ещё написанный в СССР. Книга вышла в 1988 году. Как раз сейчас часто вспоминаю этот год. В чём-то яркий, светлый и зелёный... Таким он почему-то представляется мне. Это и зелёные леса Канады, где проходили в феврале Олимпийские игры. Это и весна-лето 1988 года, когда отмечалось тысячелетие Крещения Руси...

И в это время появился очередной роман Д.М. Балашова (правда у меня издание 1990 года, там была уже немного иная ситуация). В нём нет пока ещё публицистики, свойственной для тех романов, что были потом, когда рухнула в бездну великая страна. Хотя в рассуждениях на церковные темы (главные герои романа опасаются унии с католиками, видят как последние подбираются к гибнущей Византии, предлагая эту унию) чувствуется своеобразная перекличка с тем, что уже начало происходить в СССР, и что не могло не насторожить таких дальновидных людей, каким был Д.М. Балашов...

Книга, подобно предыдущим продолжает несколько тем. Это и понятие власти как ответственности. И здесь же - своеобразная тема воздаяния за грехи. В представлении писателя (и таково мироощущение самого Симеона Гордого, у которого так трагически складывается судьба), всё что происходит с ним - это расплата и за грехи отца - Ивана Калиты, и за собственные... Ведь власть, это ответственность. Д.М. Балашов не устаёт повторять эту идею в своих книгах. А Симеон Гордый преступает некоторые вещи в романе. Отчасти Д.М. Балашов словно намекает, что преступление некоторой черты и привело к смерти Великого князя Московского.

Не может правитель просто так переступить какой-то предел, не может он всегда делать то, что желает. . И это касается не только Великого князя Московского. Но даже и хана Золотой Орды. человек зачастую, будь он Великим князем Московским или ханом Золотой Орды, не все может сделать, что желает. Мысль не новая, но главное уметь ее подать в художественной форме. Заботы правителей и заботы простых людей – совершенно разные. Правитель не может  так спокойно забраться на печь и забыв обо всём уснуть глубоким сном…
Хан Узбек решает по своему, но он чувствует, как московское золото опутало его со всех сторон. Пусть даже и мертвый, Иван Калита влияет на его решения. И пусть здесь в чем-то и художественный вымысел, но есть и правда – ведь ещё с древних времен известно, что любую даже самую неприступную крепость осел, нагруженный золотом, может взять (выражение Филиппа II отца Александра Македонского).

 В другом месте автор рассуждает о людях власти: «Власть не токмо бремя, она и узда похотеньям твоим! И стало б иначе, и коли настанет иначе, - горе властителю тому, горе и земле, под тем властителем сущей».   И примеров много не только в «Семионе Гордом», но и в других романах Балашова. При этом не только рассуждения о власти, истории, но и по жизни. Автор показывает прекрасное знание и понимание психологии людей.

Мы видим, что и преемник Узбека - его сын хан Джанибек чувствует себя одиноким среди окружающих его вельмож. Да, это художественный вымысел. Но он ведь основан и на верных наблюдениях. Сколько властителей, оказавшись на вершине власти, чувствовало себя в одиночестве...

Говоря о главном герое, отметим, что автор в целом с симпатией относится к Симеону Гордому. Д.М. Балашов не идеализирует Великого князя Московского. Но считает, что последний смог продолжить дело своего отца Ивана Даниловича Калиты, умело выстроив отношения с Ордой и удержав в своих руках великое княжение Владимирское; что именно он смог выдвинуть на пост митрополита Владимирского Алексея Бяконтова – одного из величайших подвижников Московской Руси.

Фото с сайта: https://ruxpert.ru/images/6/6b/Князь_Симеон_Иванович_Гордый.jpg
Фото с сайта: https://ruxpert.ru/images/6/6b/Князь_Симеон_Иванович_Гордый.jpg

Но главную его заслугу, на наш взгляд, автор видит в том, что он смог удержать власть без войн и пролития крови, без разорения сёл и гибели тысячи ратников... Укрощены братья-князья, Новгород удержан в сфере влияния Северо-Восточной Руси а не Литвы, да и экспансия Ольгерда на русские земли была временно приостановлена.

Повторимся, сделано многое, но именно без пролития крови.
Идея мира, идея того, что настоящий князь и правитель не обязательно тот, кто ведёт войны и сражения, а тот кто обустраивает землю, кто заботится о ней, по сути, одна из главных в творчестве Д.М. Балашова. Она уже нашла своё отражение в «Младшем сыне» и теперь была продемонстрирована на примере личности Симеона Гордого. Впрочем, это не только идея самого Д.М. Балашова. Напомним, что и в Киевской Руси, преемницей которой была Московская Русь, также звучала идя мира. Это заметно и по "Слову о Законе и Благодати" митрополита Иллариона и по "Поучению" Владимира Мономаха.

Дело очень трудное - править в сложное время, не вынимая меча из ножен. Здесь можно вспомнить, например, французского короля Людовика Святого, который также стремился урегулировать все вопросы путём дипломатии. Но и он прибегал к войне как средству решения сложных ситуаций. Т.о. не всем это удаётся. Тем не менее очень значимо, когда правитель может, подобно Симеону Гордому миром решать многие вопросы.

В целом значимость этого замечательного романа и для своего времени и для последующего - обращение к сложной, противоречивой эпохе становления Московской Руси. Раньше и в XIX столетии и в советское время первые князья Москвы не привлекали особого внимания историков.

Если не ошибаюсь, В.О. Ключевский давал им негативную оценку как неким серым личностям. И вот перед нами, пусть и в художественной форме, портрет одного из создателей Московской Руси.

Но не только его. Вновь мы видим представителей боярских родов (Вельяминовы) и высшего духовенства (митрополит. Алексий). Здесь и представители служилых слоёв а также и крестьян (род Фёдора Михалкича).

И мы видим, что важные события творятся не только в княжеских палатах или в ставке Золотой Орды. Но и в лесной глуши, где ведёт свой подвижнический труд отшельник Сергий - будущий знаменитый Сергий Радонежский (и его образ создан ярко в романе)...

Вот немного об этом замечательном романе.