Когда директора используют как психотерапевта, подружку, решателя своих проблем, как крайнего, как истину в последней инстанции, ну и как, собственно, директора - рассказываю.
В сельской школе одного загадочного государства работала учительница немецкого (французского, испанского, китайского - нужное подчеркнуть) языка . Можно я её буду звать "Немка", как сокращённая форма от её должности для простоты повествования? Так вот Немка была она настоящая. Злющая презлющая, детей заставляла учить немецкий язык! Ужас-то какой! Делала это, правда, по государственной программе, в рамках закона, иногда с шутками-прибаутками так, что некоторым детям даже нравилось и даже были пятёрки, но бдительных родителей не проведёшь! Фантики вот все эти, мишуру да пыль в глаза - себе оставьте.
Они (бдительные родители) уж точно знают: Немка - злющая ведьма и с ней надо точно разобраться. А как с ней разобраться, если она, чуть только к ней заходишь, берёт листок и с чуть уловимой немецкой педантичностью начинает всё записывать, все протоколировать и родителей заставлять протоколы подписывать? Может у неё ещё и диктофон есть? Может и есть.
А тут как раз Ванечка накосячил. Вернее даже не Ванечка, а его друг Олег. Написали на двери школьного туалета, что "Немка - ведьма!" и Немка их застукала как раз за этим занятием. Надо отдать должное - ребята писали это на немецком. Олег писал, а Ваня "на шухере" стоял.
И началось: разборки, допросы, вызовы классного руководителя и сплошная бюррократия. Олега с Ваней посчитали, записали, объяснительные взяли, о последствиях вандализма предупредили, покаяние поучили. Олег во всём признался, что он оргинизатор и зачинщик, обещал, что больше так не будет и всех с миром отпустили домой.
И казалось бы, конец истории, но нет. Это её начало, ибо бдительные родители - бдят. После этих событий Ванечка пришел домой сам не свой. Подозреваю, это был вообще первый серьёзный проступок в его жизни. И, казалось бы, ну "на шухере" постоял, а всё равно считай - преступник.
И Ваня испугался. Прекрасно его понимаю. Нервничал, места себе не находил, рыдал, чуть ли не головой о стену бился, говорил, что он теперь преступник и может попасть в тюрьму. Я не знаю дословно, что происходило в его голове, и со стопроцентной уверенностью сказать не могу, этот ли проступок впечатлил Ваню, или за ним ещё какие грешки были и он их начал вспоминать и додумывать последствия. Возможно всякое.
Но мама Вани заметила его состояние и пришла в жуткое замешательство и негодование. Вот уж эта ведьма-немка совсем "берега попутала"! Тут ещё и соседка подлила масло в огонь, когда её сыночку вместо пятёрки Немка четвёрку поставила, ой и скандал тогда был. И мама решила разобраться. Вот прям встать и поехать на разборки. Сегодня. Сейчас. Нет, не к Немке, не к классному руководителю и не к директору школы, а напрямую - сразу - к директору комплекса.
И рассказала мама Вани директору комплекса что .... Что в школе сговор учителей. Что Немка неадекватная и она так относится к Ванечке потому, что тот ... (сирота, из многодетной, под опекой, с ОВЗ, с ЗПР - нужное подчеркнуть ) и вообще очень милый, добрый и впечатлительный мальчик. Что она теперь собирается возить Ваню на разные консультации, в неврологический диспансер и менять ему группу здоровья. И всё из-за того, что злобная Немка орала на него "заткнись!", так сам ребёнок и рассказал, он же не будет врать!
- А почему Вы не обратились к самому учителю? - резонно спросил директор комплекса.
- У них там сговор.
- А почему Вы не обратились к школьному психологу?
- Она с ними заодно.
- Так чего Вы хотите?
- Нет, я ничего не хочу! У меня претензий к учителю нет, она хорошо учит Ваню, у него пятёрки пошли, и я не буду давать хода делу, я просто хочу, чтоб на детей не орали и всё!
- А у Вас записи какие есть? Доказательства?
- Нет, но мой ребёнок же не будет врать! А ещё эта Немка блог ведёт в интернете и всё про всех пишет! Вот и про директора пишет, про Александру Ивановну!
- Но у нас нет Александры Ивановны.
- Вот она пишет про педсовет, смотрите, какие комментарии, вот скрины...
- В каждой школе есть педсовет. Так чего Вы-то хотите?
- Вот, она пишет про сына соседки, видите. Запретите ей, пусть не пишет!
Полтора часа директор комплекса фактически выполнял роль психотерапевта. Он видел и смех, и слёзы, и страх, и суровый нажим и давление со стороны мамы Вани, и терпеливо уделял внимание ей все полтора часа и даже чаем угостил. Но есть одно НО. А по его ли это профилю данное мероприятие? Может ли директор отследить в какой момент встреча с родителем переходит в личную психотерапевтическую консультацию? Может ли в этот момент пригласить на встречу школьного психолога? Может ли сам определить когда начинают происходить определённые психологические процессы у себя и у пришедшего на встречу? А если эти процессы необратимы?
Иногда бывает так, что общение начинает переходить в истерику, например. Когда индуктивная логика клиента дорисовывает в голове разные ужасные сценарии развития событий, разгоняет страх, тревогу и вместо конкретного продуктивного диалога, конкретного запроса, начинает происходить к примеру паническая атака со всей симптоматикой. Что тогда будет директор делать?
В этом же, нашем случае произошёл полуторачасовой эмоциональный слив. Директор заметил, что мама Вани обладает мощным напором и способна оказывать эмоциональное давление. "А как же она общается с ребёнком, также?", подумал тогда директор.
Результатом всего этого было предложение перевести Ваню в другой класс параллели. И со следующего учебного года все учащиеся 8 класса изучать второй иностранный язык - немецкий - не будут. Не учились хорошо, нечего и начинать.
Подвожу итог. Как часто мы используем других людей не по их прямому назначению? Как часто вырабатываем в голове какие - то свои фантазии и установки относительно других? (Кстати, это особенно ярко проявляется в комментариях к блогам-прим.авт.) Как часто удивляемся, когда наши фантазии не соответствуют действительности и с чего бы им соответствовать?
И перед нами (обществом и законотворцами) встаёт дилемма.
Или мы признаём, что директор образовательной организации, как и целого комплекса, не является объектом для слива эмоций и это не его компетенция. Тогда необходима защита в виде законодательно закреплённой опции - вызова охранника, например.
Либо подобная процедура общения с родителями должна носить "комиссионный" характер. Должна быть комиссия. Директор тет-а-тет с родителем не остаётся, при общении присутствует компетентный, образованный психолог (желательно с прописанными в дипломе курсами по клинической психологии и соответствующими знаниями в голове), который как раз в состоянии отследить, когда момент диалога переходит в психологическое консультирование и либо прекратить диалог, предложив консультацию у себя в кабинете, либо вернуть диалог в нужное русло специальными уточняющими вопросами. Либо вызвать скорую, если у родителя возникает какой-либо психосоматический серьёзный симптом. И для этого нужна специальная должность "психолог образовательной организации", например, и специальные учебные заведения, где именно этому учат.
Или мы признаём, что подобные консультации с родителем - прямая обязанность директора. Тогда директоров всех образовательных организаций следует обучать правилам ведЕния диалога и вИдения диалога глазами психолога. Тогда для этого нужны регулярные (ежегодные минимум) психологические тренинги, возможно - индивидуальная терапия, возможно групповые занятия. Но на регулярной основе и с выдачей соответствующих сертификатов. Тогда для таких консультаций требуется выделять в рабочем графике директора время и это время должно быть строго регламентировано. Ну и, соответственно, оплата. Ибо, что-то мне подсказывает, что за подобную активную деятельность директора захотят достойного вознаграждения.
Что же касается учителя в этой нашей истории, то я не думаю, что Немка (иностранка, испанка, француженка - нужное подчеркнуть) сильно расстроится, что у неё теперь не будет одного/двух часов в неделю именно в этих классах. Желающие изучать язык всегда найдутся очно или онлайн. А вот остальные дети, хотят они того или нет, будут иметь в аттестате (и в голове) на один предмет меньше. Возможно для кого-то это станет весомым пробелом.