Найти в Дзене
DME Education

6 стратегий эффективного самообразования

Оглавление
По книге «Как научиться учиться», Ульрих Бозер
По книге «Как научиться учиться», Ульрих Бозер

Учение — это процесс, и, приложив необходимые усилия, мы можем его усовершенствовать.

Книга Ульриха Бозера разделена на 6 глав - 6 стратегий, которые складываются в единую систему, охватывающую все стороны обучения. С помощью предложенных стратегий вы сможете организовать процесс своего обучения.

1. Ценность

Невозможно научиться чему-либо, если есть только необходимость - реальная или предполагаемая, но нет желания. Наш мозг устроен так, что на то, что для нас не ценно, он не тратит много энергии и мы в итоге не запоминаем и даже саботируем, придумывая себе отговорки. Но ценность не приходит просто так, не появляется из ниоткуда, мы должны ее создать. Ценность помогает найти и поддерживать длительную внутреннюю мотивацию, а также гарантирует лучшее запоминание, т.к. то, что важно, то и запоминается лучше.

Какие способы предлагаются, чтобы повысить ценность обучения, входящей информации или получаемого навыка:

  • Актуальность для собственного опыта
    Важно посмотреть на всё обучение и понять как эти знания можно применить в своей жизни, что полезного вы можете вынести из обучения для вашей карьеры, отношений или личной жизни. Когда вы найдете то, что актуально лично вам, то всё обучение обретет ценность лично для вас. Мозгу будет легче усваивать информацию, когда он заинтересован в ней.
  • Вознаграждение
    широкоизвестная методика - наградить себя за достижение, выполнение какой либо цели. Методика известна, потому что работает
  • Продление своего интереса
    когда появилась искра интереса - ее важно раздувать, чтобы она не погасла: что-то дополнительно смотреть, читать, пробовать применить.

2. Цель

Когда мы только начинаем изучать какую-либо тему, то сталкиваемся с бескрайним океаном информации и нет понимания с чего начинать и в какой последовательности двигаться. Важно выявить базовые знания, на которых будет строится всё обучение: что нужно выучить, в какой последовательности, за какой период и какими методами, т.е. построить план обучения.

Разбивать большие объемы информации на более мелкие полезно, потому что наша рабочая память ограничена и информация усваивается порционно. При обучении в учебных заведениях или курсах задачу по разбивке информации на части берет на себя проработанный учебный план.

На нашем курсе «Процессное управление» мы даем базовые знания бизнес-анализа.

3. Развитие

Учение - это всегда сложно и не всегда приятный процесс. При обучении всегда важно выходить из зоны своего комфорта, например, с помощью обратной связи. При самостоятельном обучении мы теряем возможность адекватно оценивать себя и обратная связь дает нам ориентир, новый взгляд на свои знания и умения. Наши преподаватели всегда дают обратную связь по выполненным работам даже если вы учитесь на курсе без вебинаров.

  • При самостоятельном изучении какой-либо темы, выявите тот параметр, который вы хотите усовершенствовать и найдите способ проверить себя, свои действия и знания: тестирование, решение задач, участие в обсуждениях
  • Совершайте ошибки, делайте более сложные задания, берите проекты более высокого уровня, идите туда, где вы точно сделаете ошибки. Так вы сможете выявить свои пробелы и проработать их. Главное не расстраиваться и не опускать руки.

4. Расширение

Вы получили базу, теперь важно ее расширять новыми знаниями.

  • Участвуйте в обсуждениях, обмене знаниями в профильных сообществах и т.п.
  • Применяйте знания на практике - только так мы можем реально оценить свои знания, так как сразу проявляются все изъяны и пробелы
Наши практикумы «Построение CJM в MIRO» и «Моделирование бизнес-процессов в нотациях ЕРС и BPMN» как раз дают возможность расширить свои знания в бизнес анализе на практических разборах
  • Обучение другого человека. Попробуйте объяснить то, что вы изучаете другому человеку, который не разбирается в данной теме. Вы заметите как начнете мыслить совершенно иначе и понимание изучаемого предмета выйдет на новый уровень.

5. Взаимосвязи

Все получаемые вами знания должны помещаться в структуру. Изолированные знания малозначимы, так как не станут полноценным навыком и полезным вам инструментом. Важно находить связи между тем, что вы изучаете, и выстраивать структуру своих знаний и навыков.

Полезна визуализация информации в виде интеллект-карт (mindmap), например, с помощью инструментов MIRO, XMind и т.п. или ручки с бумагой.

6. Переосмысление

Приобретая какое-либо знание, в какой-то момент может появиться самоуверенность, что уже всё знаете: уже знакомы с предметом, проще учиться, потому что хорошая проработанная база, есть уже своя точка зрения - вы вышли на плато. Это происходит отчасти потому, что уже более уверены в себе, т.к. многое знаете, а того, что не знаете не так уж и много. А как только мы становимся самоуверенными - мы перестаем развиваться. Нужно возвращать себя на землю через саморефлексию, обратную связь, решение сложных задач, участие в проектах или обратную связь от экспертов вашей области. Бросайте сами себе вызовы, испытывайте себя.

Мир не стоит на месте, он постоянно развивается, а это значит что и нам необходимо развивать свои полученные навыки и учиться новым.