Знаете ли, мои хорошие-золотые, что сегодня все чарты порвали обсуждения окаменелой ошибки, лобных долей мозга, падежных окончаний и подготовки к ЕГЭ по русскому языку?
Я работаю со старшими школьниками, но бывает, что мне звонят мамы учеников начальной школы и спрашивают, не поздновато ли начинать готовиться к ЕГЭ, если они уже заканчивают третий класс?
С одной стороны, диалог вроде как анекдотичный. Все-таки до экзаменов за курс средней школы далековато и надо бы сначала немножечко сдать ОГЭ.
С другой стороны, как говорил товарищ Чапаев, есть нюанс.
Тут мы просто обязаны вспомнить когнитивного психолога Стэнфордского университета Гордона Х. Бауэра. В своей статье «Почему так сложно переучиваться?» («Why is it hard to "unlearn" an incorrect fact?») этот достойный учёный выводит понятие «окаменелой ошибки» (fossilized mistake) – то есть ошибки, которую очень трудно (или практически невозможно) исправить, так как ошибка стала практикой и само по себе распознавание ошибки – это отдельная работа для лобных долей мозга. Именно поэтому так часто ошибаются маленькие дети и старики – лобные доли у одних еще недостаточно развиты, у других часто с возрастом находятся в угнетенном состоянии.
Забавным примером «окаменелой ошибки», которая вошла в привычку, Бауэр приводит перечисление имен всех предыдущих жён мужчиной, который женат не первый раз. Именно такая ерунда постоянно случалась с двоюродным братом моего мужа. Чтобы не бесить свою последнюю жену, тот просто придумал для нее красивое прозвище )) Надо сказать, что та жена и многие другие женщины вокруг была убеждена, что муж постоянно ошибается с её именем, потому что козёл недостаточно сильно её любит. На самом же деле – ну мы же поверили Бауэру – это просто такая работа лобных долей, proactive interference.
Так при чем тут ЕГЭ, наверняка уже спросит утомленный солнцем науки родитель младшего школьника?
При том, что отличная учёба в началке – залог не только хорошей учебы в средней школе, но и, не побоюсь этих слов, база для успешной сдачи ЕГЭ. В началке просто жизненно необходимо учиться хорошо – во всяком случае, по русскому языку. Кажется, ничего особенного в ней не проходят, но это иллюзия. Весь фундамент орфографического мышления закладывается во 2-5 классах. Правописание безударных гласных, правописание падежных окончаний существительных, правописание неизменяемых приставок и много других мелких важнейших орфограмм больше никогда не будут специально отрабатываться и, если не заложены на уроне навыка, значит, станут проблемой – в средней школе такое количество новой информации, что мозгу просто не до поиска слова «страна», когда деть пишет «распространение». Это больно, но не могу не сказать – очень много ошибок сегодня выпускник делает «из началки». И сам, конечно, от этого страдает, и сделать, как правило, практически с этим ничего нельзя. Это самое паршивое – такие на первый взгляд ерундовые, «детские» ошибки просто дико сложно выкорчёвывать. Бауэр утверждает, что для исправления «окаменелостей» нужно:
- поправлять себя немедленно,
- делать это постоянно, на протяжении довольно долгого времени, без временных зазоров.
Ну нет для этого сил ни в средней школе, ни при подготовке к ЕГЭ, вот честно.
Поэтому готовиться в началке к ЕГЭ рано. Но понимать, что он когда-то будет, а началку уже не вернешь – необходимо. Must necessarily, как, может быть, сказал бы Баэуер ))
#егэ #школа #егэпорусскому