Найти тему
ПоУшиВКино

“Шоковый коридор” (1963, Shock Corridor): Жертвы американской мечты

Чёрно-белый психологический триллер “Шоковый коридор” с цветными вставками, снятыми на 16-мм плёнку, поставил Сэмюел Фуллер (Samuel Fuller). Он же написал и сценарий.

Сэмюел Фуллер был американским бунтарём в лучших традициях. Он начал журналистскую деятельность в редакциях газет с 12 лет, позже став криминальным репортёром. Репортёрские будни дали ему материалы для последующих сценариев. Он также писал романы помимо сценариев для голливудских фильмов. Когда США вступили во Вторую мировую войну, он завербовался в армию, пройдя самые ожесточённые бои в Европе. Он присутствовал при освобождении концентрационного лагеря, снимая это на видео, что много позже, в 1980 году, легло в основу его фильма. К концу войны он получил Бронзовую и Серебряную звёзды и Пурпурное сердце. Так что его знания по поводу того, как работают репортёры и что чувствуют бывшие военные, он знал на своём опыте, что отразилось в триллере.

Вариант постера к триллеру "Шоковый коридор" (1963)
Вариант постера к триллеру "Шоковый коридор" (1963)

***

Репортёр газеты Daily Globe Джон Баретт идёт на отчаянный шаг ради расследования убийства в психиатрической клинике – он выдаёт себя за душевно больного, чтобы его поместили туда как пациента. Он рассчитывает под этим прикрытием разгадать, кто убил пациента по фамилии Слоан, создать на основе полученных фактов материал, который принесёт ему Пулитцеровскую премию. В клинике он допрашивает троих свидетелей – пациентов, кого свели с ума их же идеалы.

Когда Баретт получает ответ, это не приносит ему облегчения, его проблема только усиливается.

***

Свидетель номер 1 Стюарт – видит себя генералом. Он был пленником во время Корейской войны, где его насильно обратили в коммунизм. Стюарт должен был поступить так же с другим человеком, провести идеологическую обработку, как это было с ним, но произошло обратное, мозги прочистили ему. Стюарта признали невменяемым, вернули в США и провозгласили предателем.

Стюарт рассказывает Джону свою историю
Стюарт рассказывает Джону свою историю

От Стюарта Джон узнаёт, что убийца был одет в белое.

Свидетель номер 2 Трент, был первым темнокожим студентом. В университете он подвергался унижениям. Сведённый с ума расистами Трент в клинике начал пропагандировать превосходство белых, провозгласив себя членом Ку-клукс-клан.

Трент ходит по клинике с расистским плакатом
Трент ходит по клинике с расистским плакатом

От Трента Джон узнаёт, что убийца был санитаром.

Свидетель номер 3 Боден, бывший учёный, кто в прошлом занимался атомными бомбами. Сейчас он умственно похож на шестилетнего ребёнка и очень любит рисовать.

Боден нарисовал Джона, но репортёр не узнал себя в портрете, он завил, что: "Это не я". В этой сцене отображается, скорее всего, та изобличающая правда, что со стороны люди выглядят иначе, намного хуже, что даже не хотят признавать в этих портретах себя.
Боден нарисовал Джона, но репортёр не узнал себя в портрете, он завил, что: "Это не я". В этой сцене отображается, скорее всего, та изобличающая правда, что со стороны люди выглядят иначе, намного хуже, что даже не хотят признавать в этих портретах себя.

От Бодена Джон узнаёт имя убийцы.

***

Получается, в трёх пациентах, на ком акцентируется внимание, зашифрованы жертвы, сведённые с ума идеей американской мечты. Они тянулись к идеалам, но в ответ получили расизм, антикоммунизм и разрушительную мощь атомной физики.

Главный герой – репортёр Джон Баретт, умнейший человек с IQ 140, как озвучивается при поступлении его в клинику – человек, олицетворяющий того, кто находится в маниакальном состоянии поиска истины. Он идеальный герой – его можно любить и ненавидеть, равнодушным он зрителя точно не оставит. С одной стороны, он хочет найти виновного. То есть вроде бы совершает благое дело. С другой стороны, он преследует выгоду только для себя, и он совершенно равнодушен к тем, кого опрашивает, они его не трогают со своими проблемами. Что бы они ему ни говорили, его интересует единственно важное для него: “Кто убил Слоана?” Чем дальше он продвигается в расследовании, тем ярче проявляются его маниакальное эго, иллюзия всемогущества и темнота души.

Джон Баретт похож на своих свидетелей, подобно им он стремится к идеалу, но ценой собственного здравомыслия, как и они. Он идеально уловил от своего друга-психотерапевта Фонга, как нужно себя вести, чтобы специалисты приняли за больного. Есть в этом жестокая ирония – алгоритмы заранее прописаны и итог один. Итог – устремлённый к своим идеалам “безумец” становится настоящим узником учреждения. Баретт заканчивает тем, что впадает в шизофреническую кататонию. Если психиатрическую клинику принять за систему в целом, за бюрократию и всяческие условности, то, получается, репортёр пал жертвой системы. Хотя изначально хотел её обмануть. Но доктор Кристо говорит: “Человек не может лишить себя разума, жить в клинике и ждать, что его отпустят”.

Коридоры психиатрической клиники символизируют замкнутое мышление Америки, более того, в фильме коридор называют улицей, где пациенты могут найти себе друга. Так и получается: пациенты здесь действительно общаются, провозглашают свои мысли (пусть и навязанные), здесь они устраивают бунты и впадают в буйное состояние. В фильме есть закадровый голос – Джон рассказывает свою историю, одновременно этот голос является символом просветления, который наступает у каждого из троих свидетелей. Сам Джон однажды сомневается, нормальный ли он. Он был уверен, что сохранит рассудок, внедрившись в клинику.

Он был псих, но у него были свои принципы.

Интересный факт: в сцене с Трентом, который из-под рубашки достаёт ткань со знаком Ку Клус Клана, сопровождая это словами: “Знак невидимой империи. Это цикл, от греческого слова κύκλος, означает “круг”. Им крестят новую организацию. Ку Клукс Клан – звучит таинственно и угрожающе. Скоро мы развернёмся, погоним этих саквояжников на север. Зададим им жару, разнесём, повесим, сожжём!” Трент надевает наволочку со знаком ККК себе на голову, становясь похожим на типичного представителя расистской организации. Он продолжает речь: “Если бы Христос прошёлся по улицам моего родного города, он бы ужаснулся. Вы никогда не видели столько черномазых – в школах, в автобусах, в кафе и в сортирах! Я за чистый американизм! Превосходство белых!” Трент вскакивает на скамейку и провозглашает, что Америка для американцев.

Трент показывает наволочку со знаком ККК. Ранее отмечалось, что Трент коллекционирует наволочки, в этот момент становится ясно, с какой целью
Трент показывает наволочку со знаком ККК. Ранее отмечалось, что Трент коллекционирует наволочки, в этот момент становится ясно, с какой целью

Режиссёра Сэмюела Фуллера однажды спросили об этой расистской сцене, и он признался, что реплики не были придуманы. Текст взят из записей Конгресса, он является прямой цитатой американского конгрессмена и вложен Фуллером в уста чернокожего персонажа. Фуллер придал этой сцене остроту репортёрского изобличительного расследования. Он показал понимание одной из главных социальных проблем, отразил одновременно менталитет отдельного человека и всего американского общества. Эта сцена особенно острая и важная потому, что фильм снимался на фоне нарастающей расовой напряжённости, а вышел в прокат за год до принятия Закона о гражданских правах.

***

В "Шоковом коридоре" в психах зашифрованы обладатели правды, то есть их проще закрыть в режимном заведении, где они в любом случае не будут восприняты серьёзно, даже если наступит момент просветления.