Я, человек, проживший большую часть жизни в городе, заметил одну особенность: воспоминания о городе обычно связаны с неодушевленными предметами. В этой школе учился, на этом заводе работал, в этом море купался… Воспоминания же о деревне в первую очередь связаны с людьми, с животными, которых в городе нет. Наверное, поэтому городские жители, столкнувшиеся с деревенской жизнью, с такой теплотой вспоминают о ней. Здесь больше одушевленности.
Кировка — одно из последних русских сел в Азербайджане в конце XXвека. Когда говоришь или пишешь о чем-то дорогом, любимом, трудно соблюсти какой-то порядок в изложении, мыслях… Поэтому не обессудьте за некоторую сумбурность изложение мыслей.
Как-то десятилетние племянники гостили у нас в Сумгаите. Идем по городу, вдруг они, перепугав меня и прохожих, закричали в один голос:
— Дядь Саш! Трактор!
Оказывается, где-то затарахтел трактор «Беларусь», и они услышали что-то свое, родное, деревенское…
Спустя десятилетие племянники переехали из деревни в город. Мой брат и их отец, на одной из улиц города Ессентуки услышал блеяние овцы…
- Саня, ты не поверишь, - говорил он мне, - как сдавило сердце! Так стало тоскливо!
Сейчас редко услышишь фразу, подобной этой. Фразу, в которой столько любви и боли к своей, не побоюсь этого слова, родине! А конкретно к Кировке.
Вспоминая эти моменты, я хотел сказать, что не только отец с сыновьями одной крови. Все жители Кировки одной крови. Их, жителей небольшого села (дворов пятьсот), широко раскидала жизнь, как по географической, так и по социальной лестнице. Но ностальгия по малой родине объединяет всех.
Я даже больше вам скажу. До сорока лет я прожил в городе. За это время кто только не перебывал у нас из Кировки. Кто в гостях, кто проездом. И стар и млад.
И когда кто-то из них начинал рассказывать о своем впечатлении о Сумгаите со слов: «пошел по ул. Ленина вверх» или «пошел по ул. Дружбы вниз», то я впадал, как сейчас говорят, в ступор. Я повидал немало городов и считал свой город идеально ровным.
И никто не мог объяснить мне, по каким критериям они определяют: где верх, а где низ? Север — верх, а юг — низ? Или восток — верх, а запад — низ? Не говорят! Не могут объяснить! Но самое поразительное — никто не ошибался! Разногласий не было: вверх — туда, вниз — сюда. Всё. Точка. Отсюда я сделал вывод: у всех жителей Кировки что-то общее на уровне генов. Они одной крови.
Прямого рейса Баку — Кировка, конечно, не было и приходилось добираться перекладными. Если у автокассы на развилке дороги за десяток деревень до Кировки, например, в Агдаше, стоял русский человек, то в большинстве случаев оказывалось, что он из Кировки. И уже здесь, а в самой Кировке тем более, начиналось выяснение: по какой линии мы являемся родственниками. Оказывалось, что мой троюродный дядька и его двоюродная тетка — родные брат и сестра. Представляете? И что? После этих слов я должен со слезами умиления и радости бросаться этому дальнему родственнику на шею?
Я как городской приезжий сталкивался с этим явлением практически в каждом доме. Нельзя сказать, что это меня сильно раздражало, но и восторга не вызывало. Правда, со временем, когда сам уже сильно повзрослел, появился и интерес: а чей это молодой человек? И, случайно, не родственники ли мы? Но тогда компенсацией мне за терпение была традиционная фраза «С добрым утром!» или «С добрым вечером!» в зависимости от времени суток, которой сопровождалась каждая рюмочка в процессе этой беседы.
Если не устали, предлагаю кликнуть по ссылкам:
Сватовство по-кировски (или заглянем родителям в кровать)
Провинциал в Москве
#ссср #ностальгия по деревне #позитив #родня #юмор