Найти тему

Успенское стихотворение Михаила Кузмина

Сегодня в православной церкви празднуется Успение Пресвятой Богородицы. Этому празднику посвятил стихотворение и А. Блок, правда, навеяно оно было итальянскими впечатлениями и католической культурой. А духовный стих в русской традиции лучше всех создал Михаил Кузмин (1872–1936), поэт Серебряного века.

Плащаница. Авторская работа Анпилоговой Е.И.
Плащаница. Авторская работа Анпилоговой Е.И.

Сначала стихи.

Успение Твое, Мати Богородица,
Опозданием Фомы нам открылося.
Святым Духом апостол водится
Далеко от братского клироса.
Покидает он страны далекие,
Переходит он реки широкие,
Горы высокие —
И приходит к братьям апостолам.
Вскричал он, Фома, со рыданием:
«Завела меня пучина понтова!
Вы блаженны последним лобзанием,
А Фома, сирота, он лишен того!
Уж вы дайте мне, рабу покорному,
Поклониться тому месту горнему,
Гробу чудотворному,
Как дано было прочим апостолам».
Между двух дерев холм виднеется,
Красно солнце садится за море,
На холме том гроб белеется,
Гроб белеется беломраморен.
Белы ноги у Фомы подгибаются,
Белы руки у него опускаются,
Очи смыкаются, —
И нашла туга на апостолов.
Снова плач близнеца возносится,
Подымается к небу ясному,
Злая грусть в сердца братьев просится.
«Ах, увы мне, увы мне, несчастному!
Неужели, Мати, в таком загоне я,
Что стал хуже жида — Авфония,
Лишен благовония?
Нелюбимый я среди апостолов!»
И ко гробу Фома подводится,
Подводится ко гробу белому,
Где почила Святая Богородица.
Диво дивное сердцу оробелому!
Расцвели там, большие и малые,
Цветы белые, желтые и алые,
Цветы небывалые.
И склонились святые апостолы.
Вместо тела Богородицы Пречистыя —
Купина цветов благовонная;
Поясок из парчи золотистый
Оставила Матерь Благосклонная
В награду за Фомино терпение,
В награду за Фомино смирение
И уверение.
И прославили Деву апостолы.

Фрагмент фрески - Успение Пресвятой Богородицы
Фрагмент фрески - Успение Пресвятой Богородицы

Удивительно, что создал эти проникновенные духовные строчки именно М. Кузмин. Почему удивительно?

К. Сомов. Фрагмент портрета М. Кузмина
К. Сомов. Фрагмент портрета М. Кузмина

Несколько фактов о нём.

  • Учился в Петербургской консерватории, по классу композиции у Н.А. Римского-Корсакова. Писал романсы и оперы. Например, создал музыку к блоковскому "Балаганчику" в постановке Мейерхольда.
  • Его творческое наследие в прозе, поэзии, драматургии обширно (девятитомное Собрание сочинений 1918 года – только часть его). Наиболее значительные поэтические сборники - «Александрийские песни» и поздний – «Форель разбивает лед».
  • Путешествовал по Египту и Италии, Греции.
  • Увлекался старообрядчеством, хотел уйти в раскольничьи скиты. Его песнопения – «Праздники Пресвятой Богородицы» датированы 1909‑м годом. Он автор духовных стихов “Хождение Богородицы по мукам», «О старце и льве», «О разбойнике», «Пустыня», «Страшный суд».
  • Не примыкал ни к одной поэтической школе, но создал один из манифестов акмеизма.
  • Совершил две попытки самоубийства после душевного кризиса.
  • Увлёкся учением гностиков — вообще искренне полюбил эпоху первого христианства.
  • После революции много переводил из художественной литературы - с итальянского, немецкого, английского, французского.
  • Личная жизнь - скандально известная - он был сторонником однополой любви.
  • В поздние годы жил в коммунальной квартире, к нему тянулись молодые поэты — Вагинов, Хармс, Заболоцкий и Введенский.

Рюрик Ивнев, поэт и критик, в 1920-х годах как ученик вместе с Г. Ивановым общался с М. Кузминым. Позже написал воспоминания о нём. Вот отрывок:

"Как Валерий Брюсов открыл в свое время Каролину Павлову и вернул ее из XIX века в век XX, так наши неугомонные искатели «старых жемчугов» (да будут благословенны литературные архивы) начинают проявлять большой интерес к этому, когда-то знаменитому, поэту старого Петербурга.
Да и не только поэту, но и беллетристу, критику, переводчику, глубоко образованному и оригинальному человеку. С ним я познакомился во вторую половину его жизни, когда имя его было окружено легендами. Про него говорили, что он был в юности послушником, потом бежал из монастыря и стал скитальцем не только по России, но и по Европе и Африке. Он никогда не рассказывал о своем прошлом, должно быть, потому, что считал это «дурным тоном». Он был в одно и то же время и общителен и замкнут, чаще изысканно вежлив, иногда весьма язвителен".

Человек-загадка. Изысканный дар сочетался в нём с глубинами падения.

А мы празднуем Успение и читаем духовный стих М. Кузмина.

-4