Западная пресса в связи с прошедшим в ЮАР саммитом БРИКС выдала на гора огромный массив различного рода сомнений и спекуляций относительно перспектив объединения. Перед началом саммита на Западе много писали о разногласиях между «старыми» членами БРИКС и его недееспособности, ставя под сомнение саму его субъектность. Но по итогам саммита можно наблюдать совершенно другую картину.
О том, что БРИКС жизнеспособен, говорит тот факт, что к нему присоединились новые государства. Расширение любой организации — это показатель ее стремления и способности двигаться вперед, развиваться. Как показали решения саммита, БРИКС способен расти и развиваться не только вширь, но и вглубь.
У конкурента БРИКС, я имею в виду Европейский Союз, с развитием как интенсивным, так и экстенсивным путем сейчас большие проблемы. Если раньше в случае провалов интеграционных процессов в ЕС в спешном порядке принимали новых членов, то сейчас даже этого не наблюдается, так как ряд государств, по всей вероятности, навсегда, застряли в статусе кандидата на вступление.
Может показаться, что не все гладко было до настоящего времени и у БРИКС, который не расширялся с 2011 года, когда пятым его членом стала ЮАР. Только это ошибочное мнение, поскольку постоянно, от саммита к саммиту, шла напряженная работа по цементированию «кирпичей» БРИКС, которая в конечном итоге вылилась в создание Нового банка развития, углубление экономической интеграции и поставила вопрос о единой валюте объединения.
Прошедший саммит показал, что БРИКС уже вбирает в себя не только ведущие страны четырех континентов, но и развитые государства регионального масштаба, такие как Саудовская Аравия, ОАЭ, Аргентина и Иран.
Достаточно важным можно считать также то, что члены БРИКС научились сглаживать противоречия, существующие между ними. Так, не урегулированная до конца пограничная проблема между Индией и Китаем, а также пока еще незавершенное сближение между Саудовской Аравией и Ираном после долгих лет конфронтации, позволяют, несмотря на это, находиться оппонентам в одном объединении. Это говорит о том, что БРИКС, помимо экономической составляющей, заявил о себе как об организации, нацеленной на безопасность и урегулирование пока еще имеющих место конфликтов, что, в свою очередь, увеличит доверие к ней как со стороны подавших заявки на вступление государств, так и тех, кто потенциально может принять подобное решение.
Что же необходимо БРИКС для дальнейшей консолидации и для превращения его в более действенную и влиятельную структуру?
В первую очередь, деятельность организации должна быть построена таким образом, чтобы все государства-члены имели там право принимать совместное решение, а не исполнять волю лидеров, как это заведено в Евросоюзе, в котором рулят Германия и Франция посредством бюрократического аппарата в Брюсселе и Страсбурге. Поэтому, то обстоятельство, что БРИКС не имеет ни устава, ни руководящих структур, становится шансом для любого государства-члена не раствориться в организации и сохранить свою индивидуальность, выражая собственное, а не консолидированное обезличенное мнение, а также на самом деле представляет собой огромный плюс БРИКС, который не исключает сотрудничество с государствами, не входящими в объединение.
Во-вторых, в сфере финансов, торговли, инвестиций, таможенной и фискальной политики БРИКС должен продвигаться в сторону интеграции, несмотря на то, что подобных планов пока еще ни одно из государств-участниц не озвучивало.
В-третьих, БРИКС, если он хочет стать субъектом международной политики, должен своим примером показать, что он готов брать ответственность за экономическое развитие своих новых и будущих членов, выводя, например, уже сейчас ту же самую поставленную на паузу зерновую сделку на своим примером показать, что он готов брать ответственность за экономическое развитие своих новых и будущих членов, выводя, например, уже сейчас ту же самую поставленную на паузу зерновую сделку на свой уровень, тем более, что ресурсы и инструменты для этого у государств-участниц есть.
Автор статьи: Александр Черный.