Найти тему
День республики

«Шелковый» путь Мадины Узденовой

Экс-следователь МВД возрождает древнее искусство плетения свадебных платков

Мадина Узденова также коллекционирует старинные платки, реставрирует их, исправляет нарушенную бахрому
Мадина Узденова также коллекционирует старинные платки, реставрирует их, исправляет нарушенную бахрому

Рукоделием Мадина Узденова увлеклась еще в детстве, когда самостоятельно училась вышивать в этническом стиле. Она всегда мечтала стать дизайнером, но эту идею ее родители не восприняли всерьез. Мадина отучилась в Москве на юриста, а после целых 11 лет работала следователем в республиканском МВД.

Несколько лет назад девушка ушла со службы в органах, чтобы посвятить себя делу, которое приносит ей истинное удовольствие.

- Специального образования у меня нет, я не дипломированный дизайнер, не проходила обучение прикладному искусству. Просто с детства увлекалась рукоделием, всегда мне было интересно что-то этническое. Родители не поддержали мою увлеченность, сказали, что нужно получить профессию. Так, я поступила в вуз, успешно его окончила, устроилась в МВД следователем. Кстати, эта работа мне тоже была по душе. Вскоре, когда я вышла замуж и появился первый ребенок, я вновь увлеклась рукоделием. Вначале это было просто хобби, но затем я основательно решила посвятить себя этому делу, - рассказывает Мадина, одновременно плетя бахрому.

Наша героиня стала изучать историю свадебных платков. Оказалось, что техника их плетения была утеряна, и тогда Мадина решила ее возродить. Вместе с мамой, сестрами и тетей они открыли мастерскую платков и аксессуаров.

- Одной из миссий нашего дела является именно возрождение не просто самой обрядности, а самих этих платков, введение их в оборот. Ездим к нашим бабушкам, в разные аулы: и карачаевские, и балкарские, учимся у них, узнаем, из каких материалов они это делали, как они плели бахрому, каждая ли девушка это делала, - рассказывает Мадина. - Шелковые платки (по-карачаевски чилле джаулукъ) с вышивкой и бахромой, импортные и сделанные местными мастерицами, в старину носили только по особым, торжественным случаям, а сейчас и вовсе надевают лишь раз в жизни - на свадьбу. Особый шик - покрыть голову старинным платком, доставшимся от бабушки или даже от прабабушки. В некоторых семьях хранятся платки, которым больше ста лет. Цена таких шалей ручной работы в те времена была баснословной, да и сегодня они не каждому по карману.

Отрез ткани размером полтора на полтора метра, тонкая острая и большая цыганская иглы, сотни метров шелковой нити и месяцы работы - создание чилле джаулукъ под силу только очень усидчивым женщинам. Самое долгое занятие - плетение бахромы. Чем она мудренее, тем лучше.

По словам Мадины, из десятков видов шелковых и других платков, которые носили карачаевские женщины в старину, чилле джаулукъ был наиболее престижным. По этому аксессуару можно было понять, какого достатка семья. Бывали они самых разных цветов и оттенков, с контрастной вышивкой и однотонной, с расшитым углом и полностью в узорах. Девушки из знатных и зажиточных семей носили белые и бордовые платки - эти цвета считались у горцев самыми статусными. Распространены были пестрые, а вот синие почему-то не любили. Женщины среднего возраста предпочитали черные платки. При этом они вовсе не ассоциировались с трауром. Девушки носили чилле джаулукъ, откинув один конец назад, другой - опустив на грудь.

- Примерно три поколения назад каждая девушка сама вышивала себе самый главный платок - свадебный. Сейчас, к сожалению, ремесло утеряно, - сетует Мадина. - Помимо головного платка на церемонию свадьбы готовился целый комплект, состоявший из 6-7 изделий. Сегодня многие девушки заказывают их, а ведь могли бы изготавливать сами. Сам обряд снятия платков с карачаевской невесты настолько красив и эффектен, что, случается, его проводят и на свадьбах других народов. Это кульминация торжества: невесту, покрытую платками, выводят в центр зала или двора, чтобы познакомить с родней жениха. В старину чести снять платки с невесты удостаивалась образцово-показательная женщина из числа новых родственников, сейчас для этого обычно приглашают артистов хореографических ансамблей. Юноши и девушки, одетые в национальные костюмы, кружа в танце под национальную музыку, один за другим снимают с невесты платки и отдают их старшим представительницам рода.

У каждого свадебного платка свой смысл. Снимая верхний платок, невесте как бы говорят: «Теперь ты своя в этом ауле». Снимая второй, принимают в круг семьи, рода. Самый нижний платок - символ невинности и чистоты девушки, если для женщины это не первый брак, третий платок надевать не положено. Платки на руках означают, что невеста щедра и пришла в дом не с пустыми руками, а с подарками. Платок, повязанный вокруг талии, говорит о том, что девушка намерена быть хорошей хозяйкой.

Помимо изготовления, Мадина Узденова также коллекционирует старинные платки - реставрирует их, исправляет нарушенную бахрому, выводит пятна. Ее мечта - создать музей платка, чтобы вышитые бабушками и прабабушками изделия не пылились на антресолях и в сундуках, а радовали гостей и прививали любовь подрастающему поколению к этническому творчеству. Стоит отметить, у нашей героини уже имеется внушительная коллекция платков. К сожалению, отследить историю каждого - невозможно, однако вышивки на них говорят о многом, ну а Мадина с удовольствием делится ими с посетителями своей мастерской.

Армида КИШМАХОВА.

Кстати,

10 коров - такой в старину была цена за полностью расшитый платок - чилле джаулукъ с богатой бахромой сложного плетения. В пересчете на нынешние деньги - сумма внушительная. Оно и понятно: были они диковинкой, привезенной из далеких земель. Китай, Персия, Россия, Грузия, Испания - мнения историков о том, какими путями и откуда пришел в наш горный край шелковый платок с бахромой, расходятся.