Экс-следователь МВД возрождает древнее искусство плетения свадебных платков
Рукоделием Мадина Узденова увлеклась еще в детстве, когда самостоятельно училась вышивать в этническом стиле. Она всегда мечтала стать дизайнером, но эту идею ее родители не восприняли всерьез. Мадина отучилась в Москве на юриста, а после целых 11 лет работала следователем в республиканском МВД.
Несколько лет назад девушка ушла со службы в органах, чтобы посвятить себя делу, которое приносит ей истинное удовольствие.
- Специального образования у меня нет, я не дипломированный дизайнер, не проходила обучение прикладному искусству. Просто с детства увлекалась рукоделием, всегда мне было интересно что-то этническое. Родители не поддержали мою увлеченность, сказали, что нужно получить профессию. Так, я поступила в вуз, успешно его окончила, устроилась в МВД следователем. Кстати, эта работа мне тоже была по душе. Вскоре, когда я вышла замуж и появился первый ребенок, я вновь увлеклась рукоделием. Вначале это было просто хобби, но затем я основательно решила посвятить себя этому делу, - рассказывает Мадина, одновременно плетя бахрому.
Наша героиня стала изучать историю свадебных платков. Оказалось, что техника их плетения была утеряна, и тогда Мадина решила ее возродить. Вместе с мамой, сестрами и тетей они открыли мастерскую платков и аксессуаров.
- Одной из миссий нашего дела является именно возрождение не просто самой обрядности, а самих этих платков, введение их в оборот. Ездим к нашим бабушкам, в разные аулы: и карачаевские, и балкарские, учимся у них, узнаем, из каких материалов они это делали, как они плели бахрому, каждая ли девушка это делала, - рассказывает Мадина. - Шелковые платки (по-карачаевски чилле джаулукъ) с вышивкой и бахромой, импортные и сделанные местными мастерицами, в старину носили только по особым, торжественным случаям, а сейчас и вовсе надевают лишь раз в жизни - на свадьбу. Особый шик - покрыть голову старинным платком, доставшимся от бабушки или даже от прабабушки. В некоторых семьях хранятся платки, которым больше ста лет. Цена таких шалей ручной работы в те времена была баснословной, да и сегодня они не каждому по карману.
Отрез ткани размером полтора на полтора метра, тонкая острая и большая цыганская иглы, сотни метров шелковой нити и месяцы работы - создание чилле джаулукъ под силу только очень усидчивым женщинам. Самое долгое занятие - плетение бахромы. Чем она мудренее, тем лучше.
По словам Мадины, из десятков видов шелковых и других платков, которые носили карачаевские женщины в старину, чилле джаулукъ был наиболее престижным. По этому аксессуару можно было понять, какого достатка семья. Бывали они самых разных цветов и оттенков, с контрастной вышивкой и однотонной, с расшитым углом и полностью в узорах. Девушки из знатных и зажиточных семей носили белые и бордовые платки - эти цвета считались у горцев самыми статусными. Распространены были пестрые, а вот синие почему-то не любили. Женщины среднего возраста предпочитали черные платки. При этом они вовсе не ассоциировались с трауром. Девушки носили чилле джаулукъ, откинув один конец назад, другой - опустив на грудь.
- Примерно три поколения назад каждая девушка сама вышивала себе самый главный платок - свадебный. Сейчас, к сожалению, ремесло утеряно, - сетует Мадина. - Помимо головного платка на церемонию свадьбы готовился целый комплект, состоявший из 6-7 изделий. Сегодня многие девушки заказывают их, а ведь могли бы изготавливать сами. Сам обряд снятия платков с карачаевской невесты настолько красив и эффектен, что, случается, его проводят и на свадьбах других народов. Это кульминация торжества: невесту, покрытую платками, выводят в центр зала или двора, чтобы познакомить с родней жениха. В старину чести снять платки с невесты удостаивалась образцово-показательная женщина из числа новых родственников, сейчас для этого обычно приглашают артистов хореографических ансамблей. Юноши и девушки, одетые в национальные костюмы, кружа в танце под национальную музыку, один за другим снимают с невесты платки и отдают их старшим представительницам рода.
У каждого свадебного платка свой смысл. Снимая верхний платок, невесте как бы говорят: «Теперь ты своя в этом ауле». Снимая второй, принимают в круг семьи, рода. Самый нижний платок - символ невинности и чистоты девушки, если для женщины это не первый брак, третий платок надевать не положено. Платки на руках означают, что невеста щедра и пришла в дом не с пустыми руками, а с подарками. Платок, повязанный вокруг талии, говорит о том, что девушка намерена быть хорошей хозяйкой.
Помимо изготовления, Мадина Узденова также коллекционирует старинные платки - реставрирует их, исправляет нарушенную бахрому, выводит пятна. Ее мечта - создать музей платка, чтобы вышитые бабушками и прабабушками изделия не пылились на антресолях и в сундуках, а радовали гостей и прививали любовь подрастающему поколению к этническому творчеству. Стоит отметить, у нашей героини уже имеется внушительная коллекция платков. К сожалению, отследить историю каждого - невозможно, однако вышивки на них говорят о многом, ну а Мадина с удовольствием делится ими с посетителями своей мастерской.
Армида КИШМАХОВА.
Кстати,
10 коров - такой в старину была цена за полностью расшитый платок - чилле джаулукъ с богатой бахромой сложного плетения. В пересчете на нынешние деньги - сумма внушительная. Оно и понятно: были они диковинкой, привезенной из далеких земель. Китай, Персия, Россия, Грузия, Испания - мнения историков о том, какими путями и откуда пришел в наш горный край шелковый платок с бахромой, расходятся.