Один из самых интересных моментов при осмотре экспонатов в Ризнице Троице-Сергиевой лавры – то, что там можно наглядно увидеть, как со временем усложнялась вышивка русских мастериц. Все московские князья, а потом цари в обязательном порядке кроме злата-серебра в своих вкладах в монастырское хозяйство прислали вышитые покровы, при изготовлении которых рукодельницы проявляли все свои умения «на все потраченные деньги».
Многие из них сохранились, а в результате можно наглядно оценить, как вышивка становилась все сложнее, все детализированнее и дороже. Можно то же самое и на облачениях священников проследить. Но тут все-таки роль играет рост богатства монастыря. Его основатель Сергий Радонежский, конечно, одевал вот такую простую фелонь:
А теперь вернемся к вышивке и посмотрим, как она усложнялась.
Вот эта вышивка на фотографии ниже – вклад князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Он успел застать Сергия Радонежского живым, а покров этот передал в монастырь конце своего правления, в 1420-е годы.
Потом в Московско-Владимирском княжестве стало не до таких подарков, двоюродные братья Василий Темный и Дмитрий Шемяка больше были заняты войной друг с другом, а не мыслями о высоком.
Но Иван III, сын Василия Темного, тоже сделал вклад с аналогичной, только более сложной вышивкой:
Проходит еще время и в конце правления Ивана Грозного, внука Ивана III, в монастырь делается вклад, в котором тоже есть вышивка с преподобным Сергием. И она еще сложнее и детальнее:
Сын Ивана Грозного, царь Фёдор, как говорят, не слишком активно государственными делами занимался, у него для этого Борис Годунов имелся. Но вот вклад с вышитым покровом он тоже в Троице-Сергиев монастырь передал:
От времен Бориса Годунова остались вышивки, украшенные жемчугом. Впрочем, вполне возможно, что и более ранние вышивки тоже были украшены. Просто раньше к этому проще относились. Тот же Платон Левшин, когда Екатерина II выделила ему средства для обновления священнических облачений в Лавре, запросто распорядился, чтобы при недостатке жемчуга его спороли со старых вещей.
Ну так вот постепенно вышивка усложнялась, усложнялась. И в 1671 году, при царе Алексее Михайловиче, Строгановы сделали вклад, в котором имелся вот такой покров:
Тут и жемчугом все усеяно. И вышивка просто потрясающая сама по себе. Вот немного поближе для того, чтобы получше рассмотреть детали:
Этот покров, кстати, вышивали не в Москве, а у Строгановых, в Сольвычегодске.
Вот такая наглядная картина, как со временем и вышивка становилась сложнее, и вклады все богаче и богаче.
----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.